10 октября 2016

История морских сражений. Часть первая


Возможно, в свете последних новостей о появлении в War Thunder военно-морского флота нашим игрокам будет интересно узнать немного об истории морских сражений. Логическое развитие военных судов от первых военных кораблей до линкоров начала двадцатого века достаточно легко проследить, однако в сражении на море важную роль играют совершенно различные факторы, и не обязательно победителем становится самый тяжелый корабль с наибольшей огневой мощью. Необходимость быстрого маневрирования, схватки в ближнем бою и зависимость от стихии требуют слаженной работы матросов первых военных флотов мира. Это относится и к командам малых судов и лодок эры War Thunder.​

Древнегреческий корабль — 30-метровый пентеконтор​

Вся история человечества — это история вооруженных конфликтов. И как только технологии позволили человеку путешествовать по воде, морские сражения не заставили себя долго ждать. Большинство историков сходятся во мнении, что местом, где развернулись первые морские сражения, является Средиземное море. Первым исторически зафиксированным морским боем стало сражение между флотом царя Суппилулиумы II и кипрским флотом в 1210 году до н. э. Все плавательные средства в Средиземноморье вне зависимости от их назначения (торговое, транспортное, пиратское или патрульное) были однопалубными и обычно приводились в движение при помощи весел и паруса. Столкновения между кораблями происходили все чаще, и на носу некоторых судов начали устанавливать тараны, а к VIII веку до н. э. специально построенные боевые корабли стали достаточно распространенным явлением. Однако требовалось немалое мастерство, чтобы управлять таким кораблем на весельном ходу и наносить удары по кораблям противника с необходимой скоростью и точностью. Гораздо более частыми были абордажные бои, обстрел судов лучниками и, с повышением устойчивости кораблей, обстрел из катапульт.

Деревянная модель греческой триремы​

Одно из первых в истории решающих морских сражений произошло в 480 году до н. э. близ острова Саламин. Союз греческих полисов собрал общую флотилию, составляющую чуть менее 400 боевых судов, и вышел навстречу огромному персидскому флоту, насчитывающему по разным источникам от 600 до 1200 кораблей. В развернувшемся сражении греки, несмотря на численное преимущество противника, показали блестящее мастерство в морском деле, захватив и уничтожив более 200 персидских кораблей. Эра импровизированных столкновений на море закончилась, настало время славы для военных моряков, умевших сочетать мастерское владение оружием с профессиональными навыками управления кораблем.

На момент битвы при Саламине боевые флотилии в Средиземном море в основном состояли из трирем. Корабли этого типа получили свое название из-за трех рядов весел, которые располагались одно над другим в шахматном порядке. Каждым веслом управлял один человек. Существуют исторические свидетельства того, что триремы обычно достигали в длину около 40 метров, осадка их составляла около 1 метра. Триремы, которые являлись «потомками» менее крупных судов, с развитием кораблестроения были дополнены, а затем постепенно вытеснены квадриремами и квинквиремами — кораблями, имеющими по четыре и пять рядов весел. Самые крупные квинквиремы, предположительно, достигали 45 метров в длину, водоизмещение их составляло около 100 тонн. В Aфинах за оснащение боевого судна отвечал триерарх, капитан, располагающий средствами на содержание корабля и команды. Командный состав набирался из опытных моряков, гребцы — из рабочего класса, отбывающего воинскую повинность, а десант состоял из гоплитов, то есть солдат-граждан.

Тунисская мозаика с изображением римской триремы​

Баланс сил в Средиземноморье изменился в пользу Римской империи. К этому времени для боевых кораблей был разработан ряд важных модификаций. В качестве палубных орудий стали применять баллисты, огромные сооружения, схожие по устройству с арбалетом. В сторону вражеских кораблей выстреливали большие крюки, чтобы зацепить судно, притянуть его и взять на абордаж. Основу римского флота в то время составляли малые и легкие либурны, а не триремы и более крупные корабли. В дальнейшем эта тактика будет применена во флотах многих стран. Либурна предположительно была 30-35 метров в длину, осадка составляла около 1 метра.  Флот Марка Антония (одна из крупнейших армад древнего мира) состоял более чем из 500 римских и египетских флотилий, в том числе 230 боевых галер. Но в битве при мысе Акций он был разбит гораздо меньшими силами Октавиана под командованием опытного адмирала Агриппы. Поражение Антония позволило Октавиану сплотить свои силы и стало предвестником конца Римской республики. После этого ни Помпей, ни Антоний, ни кто-либо другой уже не смогли организовать полноценное сопротивление.

Следующей ступенью в эволюции военных судов стал дромон, византийский корабль, вышедший на сцену в V веке н. э., который был лишен тарана и обладал латинским парусным вооружением из треугольных мачтовых парусов. В этот исторический период центр развития военно-морских технологий сместился в Скандинавию и к Британским островам.

Осебергский корабль​

Викинги VIII-XI веков н. э. были известны своими легендарными ладьями (или галерами), а также мастерством мореплавателей, позволявшим их относительно примитивным кораблям достигать таких далеких от родной Скандинавии земель, как Северная Африка и Северная Америка. Но обычно цели их путешествий не были такими далекими, викинги часто исследовали и грабили побережья Британии и Франции. У конструкции ладьи викингов много общего с ранними средиземноморскими судами: мелкая осадка и приведение в движение при помощи паруса и весел. Эти узкие и быстроходные корабли подразделяются на несколько типов: от 23-метровых карви, которые применяли в основном для торговли и рыбалки, до 30-метровых шей с командой в 70-80 человек, идеально подходивших для совершения набегов.

Англичане в ответ создали более крупные корабли, способные потягаться с ладьями викингов в открытом море. Источники приписывают королю Альфреду авторство конструкции кораблей, которые вдвое превосходили по длине суда захватчиков. Именно на таких кораблях две величайшие мореходные державы Северной Европы столкнутся во второй половине IX века. И хотя масштаб этих сражений не идет ни в какое сравнение с размахом древних морских битв в Средиземном море, эти корабли станут началом морского флота короля Альфреда Великого.

Модель торгового судна Чхэн Хэ

Не только Европа располагала военно-морскими технологиями и силами. К XV веку династия Мин снарядила самый многочисленный в истории флот. Им командовал адмирал Чхэн Хэ, который организовал семь экспедиций в Индийском океане и за его пределами. Династия Мин искала возможность наладить торговые пути для обеспечения импорта сырья и предметов роскоши, а также вела политику экспансии, стремясь усилить влияние Китая в своем регионе и во всем мире. В этот период китайские технологии опережали европейские на тысячу лет. Их грандиозный флот состоял более чем из 300 кораблей, среди которых были трех- и четырехмачтовые парусники, а также девятимачтовые корабли-сокровищницы с 12 парусами, неэффективные в бою, но вмещающие огромное количество груза. Размах экспедиций периода Мин был небывалым — китайцы отправляли корабли в Юго-Восточную Азию, в Индию, на Африканский Рог и на Ближний Восток. Внутридинастические распри положили конец экспедициям — стоимость снаряжения и поддержания такого флота стала слишком высокой. С тех пор Китаю так и не удалось создать столь мощный флот.

Команда War Thunder

Комментарии (94)

Новость больше не доступна для комментирования