War Thunder background
Сталинградский тракторный завод
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

В данный момент разработчики War Thunder работают над созданием танковой локации Сталинградского тракторного завода. Следите за обновлениями дневников разработчиков, мы обязательно расскажем об этом подробнее.


17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию – с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки.

Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов – первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.

Сдаточная площадка Сталинградского тракторного завода. На переднем плане танки Т-34, на заднем – артиллерийские тягачи СТЗ-5. Июль 1942 года

Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки – понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения. Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики – на производство патронов.

С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду – «Гран-При».

 

Завод и окружающая территория во время Сталинградской битвы. Съемка Люфтваффе 17 октября 1942 года

Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.

Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17.

После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих.

Заводские руины в ноябре 1942 года

Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов. И все же 13 сентября 1942 года конвейер был остановлен – бои шли уже на территории завода…

Почти через два года Сталинградский тракторный завод, разрушенный до основания в ходе грандиозного сражения на Волге, 17 июня 1944 года сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград, как и прежде, поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34. В послевоенные годы СТЗ оставался флагманом советского производства. Трактора с его конвейера обрабатывали поля в разных уголках страны.

В последнее время доходят различные слухи о якобы полной ликвидации тракторной компании «ВгТЗ», но эти данные, к счастью, остаются лишь слухами: предприятие получило государственный заказ и продолжает свою деятельность.


Т-34Э СТЗ на wiki.warthunder.ru

Эта аббревиатура означала Т-34 экранированный, Сталинградский тракторный завод.

Название Т-34Э СТЗ
Страна СССР
Масса 26500 кг
Тип машины Средний танк
Ранг машины 2
Боевой рейтинг 3.7
Мощность двигателя 450 л.с.
Макс. скорость 47.38 км/ч
Толщина брони корпуса -/45/10 (мм)
Толщина брони башни 45/40/40 (мм)
Время бесплатного ремонта 9 ч 4 мин
Максимальная цена ремонта* 920 с.л.
Цена машины* 77000 с.л.
Присоединяйтесь к команде wiki! Участвуйте в создании качественных статей о технике War Thunder, будьте активны и получайте Золотые Орлы по итогам каждого месяца. Лучшие авторы и редакторы награждаются регулярно!
Нашли ошибку или неточность, хотите полностью переделать статью или добавить новую информацию? Входите в свой игровой аккаунт на War Thunder wiki, жмите [Править] и творите!
Читайте также:
Получите HMS Barham в событии «Стальной барон»!
  • 29 августа 2024
Добро пожаловать в СНГ-регион War Thunder
  • 1 июля 2024
Запланированные технические работы 10.09.24
  • 9 сентября 2024
Stormer Air Defence: поджигаем хвосты!
  • 9 сентября 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности