War Thunder background
ВВС Швеции
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Камуфляж Spitfire Mk 22 ВВС Швеции, автор Thorvald_Gerwulf


Швеция стала одной из первых стран, по достоинству оценивших значение военной авиации. Первые разведывательные монопланы поступили на вооружение шведской армии еще в 1912 году. Официальная дата основания военно-воздушных сил Швеции − 1 июля 1926 года.

В Зимнюю войну добровольческое авиакрыло F19 летало на «Гладиаторах». Для маскировки при работе в зимних условиях поверх серо-зеленой раскраски наносились полосы алюминиевой бронзы. (фото Алана Уилсона)

Швеция сохраняла нейтралитет в европейских конфликтах и не вступила в Первую мировую войну. Такое положение позволяло приобретать технику у всех враждующих сторон. Среди стран-поставщиков вооружений для Швеции были Великобритания, Франция, Италия, Германия, Голландия и США. Также велась разработка собственных самолетов, среди которых был истребитель-биплан «Яктфалькен».К концу 1930-х годов угроза войны стала очевидной, и был взят курс на модернизацию армии. ВВС Швеции сумели приобрести бомбардировщики Юнкерс 86, но к началу немецкого вторжения в Польшу в 1939 году их лучшим истребителем был Глостер «Гладиатор».

В ноябре 1939 года, когда началась Зимняя война между СССР и Финляндией, на защиту северных регионов Финляндии было направлено добровольческое авиакрыло 19 (Flygflottilj 19) ВВС Швеции, оснащенное «Гладиаторами» и бомбардировщиками Хоукер «Харт». Первым боевым заданием этого соединения стал налет на советский аэродром 12 января 1940 года. На земле было уничтожено три истребителя И-15бис, а еще один был сбит в воздухе лейтенантом Яном Якоби, который стал первым шведским пилотом, одержавшим воздушную победу.

Так как Сааб был загружен производством бомбардировщиков, в 1942 году была построена временная фабрика (Королевский авиазавод), выпускавшая истребители J 22. Для ВВС Швеции было изготовлено почти 200 самолетов J 22.

Это задание дорого обошлось шведам: один бомбардировщик Хоукер «Харт» был сбит на обратном пути, а еще два столкнулись над территорей противника. Один летчик погиб, а два других, сумевших выпрыгнуть с парашютами, были взяты в плен советскими войсками. Матти Сундстен, наблюдатель с одного из «Хартов», застрял в своем кресле и рухнул на землю вместе с покореженным самолетом, но чудесным образом не получил ни царапины. Он сумел выбраться и на лыжах ушел в сторону Финляндии. Сундстен несколько дней боролся за свою свободу и прошел на лыжах 90 километров, прежде чем наткнулся на финских солдат. Ему пришлось напрячься и припомнить то немногое, что он знал по-фински, чтобы его не приняли за советского солдата и не расстреляли. Получив необходимую медицинскую помощь, он уже спустя несколько дней вернулся в строй.

Авиакрыло F19 выполняло задачи по патрулированию северной части Финляндии, борясь преимущественно с бомбардировщиками, идущими без сопровождения, например, СБ-2 и ТБ-3. На момент окончания Зимней войны (13 марта) пилоты авиакрыла F19 совершили в общей сложности 464 боевых вылета и сбили 8 самолетов противника, потеряв троих человек.

Несколько шведских пилотов вступили добровольцами в ВВС Великобритании, но единственным по-настоящему успешным асом шведского происхождения стал Уильям Андерсон, который еще ребенком эмигрировал в Чикаго.  Андерсон летал на истребителе P-51D, получившем прозвище «шведский мустанг», и одержал в боях с немецкими истребителями семь побед. 17 июня 1944 года Андерсон стал одним из первых пилотов, которому удалось сбить ракету Фау-1 17 июня 1944 года.

Сааб J 21 был оснащен трехопорным шасси, катапультируемыми сиденьями и отличался двухбалочной конфигурацией, которая в конечном счете позволила заменить двигатель DB 605B на турбореактивный двигатель «Гоблин».

Модернизация ВВС Швеции началась в 1940 году, когда на вооружение были приняты итальянские истребители CR.42 и Re.2000, а также американские P-35. После войны Швеция закупала истребители «Спитфайр», P-51D, Де Хэвиленд «Вампир» и Хоукер «Хантер».

Создавались и собственные разработки, например, FFVS J 22, в то время как шведская авиастроительная компания Сааб создала бомбардировщики Сааб 17 и Сааб 18, а также уникальный двухбалочный истребитель Сааб 21. Впоследствии он был переработан в модель J 21R - уникальный опыт создания удачного реактивного истребителя на основе поршневого.

После J 21R компанией Сааб был спроектирован истребитель «Туннан». Представленный в 1950 году J 29 «Туннан» («Летающая бочка», швед.) был современником Миг-15 и F-86 «Сейбр». Он принял боевое крещение в 1961 году в составе сил ООН в Конго, действуя с аэродромов, примитивные взлетные полосы которых были слишком коротки для F-86. Хотя катангийская армия и не обладала серьезными военно-воздушными силами, «Туннан» зарекомендовал себя как надежный самолет, способный выполнять боевые задачи в тяжелых условиях.

 


В знак уважения к шведским пилотам и их уникальным самолетам в одном из следующих обновлений War Thunder появится эмблема ВВС Швеции.

 

Читайте также:
Встречайте обновление «Жар-птицы»!
  • 19 ноября 2024
КВ-7 — Тройной удар
  • 23 ноября 2024
Thunder Show: ШТУРМОВАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  • 22 ноября 2024
Событие «Полёт стервятника»: получите истребитель IAR-93B!
  • 22 ноября 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности