ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
5 ноября 2014

Словакия

Bf.109G-6, White 6, Letka 13, ВВС Словакии, W.Nr. 161 717, пилот П.Зеленак 1944, камуфляж сделал Paegas | Скачать


В марте 1939, на момент, когда оккупированная Вермахтом Чехословакия перестала существовать, чехословацкие ВВС состояли из шести авиаполков. Однако в Словакии располагался только один из них, третий авиаполк, носящий имя генерала авиации Милана Растислава Штефаника.

 

13 марта 1939 года в Берлине состоялась встреча Адольфа Гитлера и представителей Словакии, Йозефа Тисо и Фердинанда Дюрчанского. Гитлер планировал уничтожить Чехословакию, и чтобы достичь этой цели, он решил использовать словаков. В обмен на развал чехословацкого государства изнутри Гитлер предложил им возможность создать независимую Словакию, в случае отказа же он угрожал поделить Словакию между Венгрией и Польшей. Тисо и Дюрчанский подписали соглашение 14 марта, и уже на следующий день была создана независимая Словацкая республика (Slovenský štát). Третий авиаполк, о котором шла речь выше, стал основой вновь созданных словацких ВВС, которые получили имя «Словацких воздушных сил» (Slovenské vzdušné zbraně, SVZ). На момент создания в распоряжении ВВС Словакии находилось около 220 бывших чехословацких самолетов. Костяк истребительных подразделений составляли бипланы Авиа B.534, тогда как разведывательные подразделения были оснащены легкими бипланами Летов Š-328, при необходимости способными выполнять также задачи легкого бомбардировщика и штурмовика.

 

Bf 109 G-2-R6

Боевое крещение ВВС прошли во время пограничных столкновений с Венгрией во второй половине марта 1939 года. В ходе боевых действий Словакия потеряла девять истребителей Авиа B.534 и два самолета Š-328, как в воздушных боях, так и от огня ПВО. Следующей ареной боевых действий для словацких пилотов стала Польша, там словаки в основном выполняли задачи по сопровождению немецких пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju.87 «Штука» при нанесении ударов по польской железнодорожной сети, а также защищали словацкое воздушное пространство от периодических нарушений со стороны Польши. Первая подтвержденная воздушная победа была записана на счет Словакии 6 сентября 1939 года. В тот день звено B.534 сбило польский разведывательный самолет Люблин R-XIII.

 

Словацкие пилоты помогали Люфтваффе при начале полномасштабного вторжения в СССР 22 июня 1941 года. На Восточном фронте действовали две истребительные эскадрильи B.534 (эскадрильи 12 и 13) и три разведывательно-наблюдательные эскадрильи (эскадрильи 1, 2 и 3), которые были переброшены на Украину и выполняли задачи по поддержке словацких наземных сил. Однако со временем боевые потери и износ самолетов сделали свое дело, и эскадрильи были постепенно выведены из зоны боевых действий и возвращены в Словакию. Тяжелейшее сражение в истории ВВС Словакии произошло на Восточном фронте в начале сентября 1941 года, когда 12-я эскадрилья выполняла задачу по обороне стратегически важного моста через Днепр в районе Горностайполя. Словацкие пилоты сбили три советских истребителя Поликарпова И-16.

 

 

Letov Š.328.13, Анапа 1943 год

Всего словаки за время своего пребывания на Восточном фронте совершили 2962 боевых вылета, потеряв только четырех пилотов, один из которых был убит зенитным огнем, а остальные погибли в результате аварий. ВВС возобновили свое присутствие на Восточном фронте летом 1942 года. Самолеты Авиа B.534 и Š-328 к тому времени были совершенно устаревшими, но, несмотря на это, словацкие летчики продолжали оказывать поддержку с воздуха немецким «вспомогательным частям», перед которыми стояла задача уничтожить советских партизан на Украине.

 

После возвращения из СССР между словацкими и немецкими представителями было достигнуто соглашение о необходимости оснащения ВВС современными истребителями, что должно было поднять боеготовность словацких подразделений на должный уровень. Для переподготовки на новых истребителях Мессершмитт Bf.109 E в Греве (Дания) были отобраны 19 летчиков. Их обучение проходило с февраля по июль 1942 года. После этого в словацкие ВВС были закуплены истребители Bf.109 Е, которые были переданы 1-й фронтовой группе 13-й эскадрильи и предназначались для фронтового применения.

 

К концу августа 1942 года словацкие пилоты, обученные полетам на Bf.109, вернулись на фронт. Первым местом дислокации стал аэродром Майкоп на Кубани. Затем 13-я эскадрилья была передана в состав истребительной эскадры JG52 и получила кодовое наименование 13.(slow)/JG52. В середине декабря немцы предоставили словакам истребители Bf.109 F-4, на которых словацкие летчики впервые достигли настоящих успехов. К началу марта 1943 года подразделение 13.(slow.)/JG52 прошло дальнейшую модернизацию и получило самолеты Bf.109 G-2, а немного позднее — и Bf.109 G-4. На этих грозных машинах, по всем статьям превосходящих старые Bf.109 Е, словаки смогли нести меньше потерь и добиваться большего количества побед. Заслужив превосходную репутацию, 1-я фронтовая группа вернулась в Словакию в июле 1943 года. Наиболее результативным асом-истребителем стал Ян Режняк. На его счету было 32 сбитых советских самолета.

 

На замену 1-й группе летчиков в июне 1943 года на аэродром Анапы было передислоцирована 2-я группа 13-й эскадрильи. Пилоты этого подразделения также одержали множество побед, но под давлением советских войск, отбрасывающих силы Оси все далее на запад, боевой дух летчиков стал угасать. Многие пилоты не желали более сражаться на стороне немцев. Кульминацией напряженности стал случай дезертирства трех словацких пилотов, которые перешли на сторону СССР, перелетев на советскую территорию вместе со своими самолетами. После этого случая подразделение было передислоцировано обратно в Словакию. В сумме подразделение 13.(slow.)/JG52 совершило более 2600 боевых вылетов над Кубанью и Крымом и записало на свой счет 215 уничтоженных советских самолетов. Асами-истребителями стали семнадцать пилотов, все из них проходили службу в подразделении в 1942-1943 годах.

 

Avia Bk.534

Позже в ходе войны угроза, исходящая от бомбардировок союзников, привела к необходимости создания специальной группы перехвата, которая была размещена в августе 1943 года на аэродроме Вайнори. После возвращения 13-й эскадрильи с Восточного фронта ее основной задачей стала защита словацкого воздушного пространства. Новая эскадрилья перехватчиков была оснащена Bf.109 E и Авиа B.534 (которые были совершенно устаревшими на тот момент). Однажды случилась трагедия — поднятая по тревоге пара Bf.109 по ошибке сбила немецкий тяжелый истребитель Bf.110 G2, после того как он, тоже по ошибке, открыл огонь по словакам.

 

В апреле 1944 в подразделение поступили Bf.109 G-6, однако по устному распоряжению министра обороны Словакии, Фердинанда Чатлоша, словацкие пилоты намеренно избегали столкновений с американскими самолетами. 16 июля 1944 года Братислава, столица Словакии, была серьезно повреждена в ходе массированной американской бомбардировки. После этого события служащих эскадрильи, которые избегали столкновений с американскими бомбардировщиками, обвинили в трусости. Это подвигло 1-го лейтенанта Юрая Пушкара на отчаянные действия: 26 июня он поднял свое подразделение на перехват группы американских бомбардировщиков. Считая свою честь задетой и не желая носить клеймо труса, он приказал своим пилотам атаковать американцев. Сразу же они были окружены бесчисленным роем американских истребителей сопровождения, которые растерзали всю словацкую эскадрилью. Из восьми Bf.109 шесть были сбиты. Три пилота погибли, еще один был тяжело ранен. После этой трагедии 13-я эскадрилья прекратила свое существование в качестве боеспособного подразделения.

 

31 августа 1944 года подразделение, носившее имя «Группа воздушных сил» и оснащенное лучшими самолетами ВВС Словакии, дезертировало с аэродрома базирования и приземлилось в зоне, контролируемой Красной армией. Причиной тому было разоружение немцами словацких войск, но, дезертировав, «Группа воздушных сил» не смогла принять участие в Словацком народном восстании, которое началось 29 августа. Переход группы на сторону советских войск и начало антифашистского восстания в Словакии фактически положили конец существованию Словацких воздушных сил.

 

Автор: Petr Žižka


Мы представляем декаль ВВС Словакии, которая будет добавлена в одном из следующих обновлений:

Обсуждение на форуме

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.