ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
28 ноября 2014

Командование, организация и руководство Люфтваффе

'Messerschmitt Bf.109 K-4 из JG 54' автор PurpleMamba | скачать


С 28 ноября (21:00 мск) до 1 декабря (14:00 мск)

Скидка 30% на конвертацию свободного опыта для всех наций!

Получайте на 25% больше серебряных львов при поддержке!

Получайте на 100% больше серебряных львов за награды:

Лучшая команда

Выдаётся отряду, получившему большее количество отрядных достижений за матч.



Огневая поддержка

Награда за помощь члену отряда в уничтожении вражеской техники.



Командная работа

Награда за уничтожение вражеской техники кем-либо из отряда. Выдаётся всем членам отряда, находившимся поблизости от того, кто уничтожил врага (не более 3000 м между самолётом и самолётом или самолётом и танком, не более 100 м между танками членов отряда).


Одной из причин победоносного шествия немецких войск в начальный период Второй Мировой войны было эффективное использование военно-воздушных сил Германии – Luftwaffe.

 

Имперское министерство авиации, Берлин

Общее командование воздушными силами III Рейха осуществлял Герман Геринг, являвшийся руководителем Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrt Ministerium), которое отвечало за разработку и внедрение в производство новых самолётов, а также авиационную промышленность, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.

Довоенная структура Luftwaffe подразумевала деление на воздушные округа (Luftkreiskommando), командованию которых, в свою очередь, подчинялись все войсковые единицы ВВС на закрепленной за этими округами территории. Планирование действий Luftwaffe лежало на двух руководящих штабах – Генеральном (Generalstabes der Luftwaffe) и Главном (Luftwaffenfuhrungsstabes), реорганизованным в 1942 году в Главное командование люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe – OKL).

Сложившаяся к 1939 году организационная структура Luftwaffe, разработанная непосредственно Г. Герингом и Э. Мильхом, просуществовала до падения III Рейха.

 

Организационная структура Люфтваффе

Наиболее крупной структурной единицей управления немецкой авиации на линии фронта был воздушный флот (нем. Luftflotte). По своей сути это была самодостаточная боевая единица, способная независимо выполнять боевые задачи. У каждого флота были свои истребители, бомбардировщики и самолеты воздушной разведки. В начале войны в составе Люфтваффе насчитывалось 4 флота, но при расширении зоны боевых действий возникла необходимость создания двух новых флотов для проведения операций в Скандинавии и Советском Союзе, а также отдельного воздушного флота для обороны Германии.

 

Поддержку воздушным флотам оказывали «воздушные зоны» (нем. Luftgau), в состав которых входили штабы, офицеры управления и снабжения, а также тыловые подразделения. Хотя воздушный флот делился на несколько вспомогательных воздушных зон, существовала и параллельная организация для нужд боевого управления — воздушные корпуса (нем. Fliegerkorps). В состав воздушного корпуса входило около 750 самолетов. Каждый корпус отвечал за конкретный географический район, к которому был приписан. При этом оставалась возможность временного усиления одного из флотов корпусами другого. Таким образом, мы рассмотрели высшие командные функции, с которыми в своей повседневной работе соприкасались в основном высокопоставленные офицеры.

Для экипажей и наземных команд на передовой наиболее крупной структурной единицей, с которой им приходилось сталкиваться на практике, была эскадра (нем. Geschwader). В зависимости от размера эскадры и уровня потерь командование осуществлял офицер в звании майора, оберст-лейтенанта или оберста (майор, подполковник и полковник соответственно). Когда речь идет о Люфтваффе, важно различать понятия “звание” и “должность”. Воинское звание присваивалось каждому отдельному лицу. Оно определяло порядок обращения к носителю звания, его знаки различия и жалование. Должность же обозначала конкретную функцию, исполняемую должностным лицом. Таким образом, «командир эскадры» — это должность, а не звание. Тот же принцип повторялся и на более низких ступенях организации.

 

Как правило, эскадра состояла из трех групп (нем. Gruppen). Ближайшим, хотя и неточным эквивалентом группы является авиакрыло ВВС Великобритании или авиагруппа армейской авиации США. Кроме того, в каждой эскадре был воздушный штаб (нем. Stab), состоящий из четырех самолетов, на которых летал командующий эскадрой и его помощники — адъютант эскадры и офицер оперативного отдела. В штатном составе эскадра насчитывала 94 самолета - три группы по 30 самолетов плюс 4 самолета воздушного штаба. Тем не менее, в ходе боевых действий этот состав мог меняться в силу нехватки самолетов, а также в связи с тем, что для ряда задач требовалась специализированная организация подразделений.

 

Группа, насчитывающая около 30 самолетов, как правило, базировалась на одном аэродроме, хотя и тут могли быть исключения. Именно поэтому на уровне группы царил дух товарищества и преданности своему подразделению. Личный состав группы вместе жил в казармах, вместе перебрасывался на фронт и сражался там плечом к плечу. Руководство осуществлялось командиром группы (нем. Kommodore), обычно в звании гауптмана (капитана) или майора. Здесь следует снова обратить внимание на важное различие между обязанностями, которые соответствовали тому или иному званию ВВС разных стран. Так, гауптман вполне мог командовать группой из 30 самолетов, тогда как соответствующий ему по званию капитан авиации ВВС Великобритании, как правило, командовал лишь звеном из 6 самолетов.

 

Эмблема ./JG 20
2. Staffel, I. Gruppe,
Jagdgeschwader 20

Группа, в свою очередь, обычно состояла из трех эскадрилий (нем. Stafflen), каждая из которых насчитывала 9 самолетов. Однако, когда командование Люфтваффе приняло в качестве базовой структурной единицы звено (нем. Schwarm) из четырех самолетов, размер истребительной эскадрильи вырос до 12 машин. Аналогично структурным единицам более высокого уровня здесь тоже был командир (Kommodore) и его штаб из 3 или 4 самолетов. На уровне эскадрильи также имелись особенности, связанные со званиями и соответствующими им обязанностями. Как правило, эскадрильей в Люфтваффе командовал офицер в звании обер-лейтенанта (старший лейтенант или старший лейтенант авиации) или гауптмана. При этом старший лейтенант авиации сухопутных войск США или старший лейтенант авиации ВВС Великобритании мог рассчитывать только на звено из 3 или, в крайнем случае, 4 самолетов, но, как правило, считался настолько неподготовленным, что отвечал только за себя и свой экипаж. В ходе войны штатный состав эскадрильи увеличился до 16 самолетов, при этом численность наземного персонала могла варьироваться от 150 человек, необходимых для обслуживания одномоторных истребителей, и до 80 человек в случае бомбардировщиков, так как последние обслуживались наземными командами своей воздушной зоны.

 

Система обозначений подразделений Люфтваффе на первый взгляд может показаться несколько запутанной. Тем не менее, это не совсем так. Эскадра обозначалась буквой «G», к ней добавлялась еще одна буква, обозначающая тип эскадры. Например, JG52 — это истребительная эскадра (нем. Jagdgeschwader), а KG76 — бомбардировочная эскадра (нем. Kampfgeschwader). Группа обозначалась еще одним префиксом, состоящим из римских цифр. Таким образом, вторая группа истребительной эскадры JG52 обозначалась II./JG52.  Эскадрильям же в составе эскадры назначались номера из арабских цифр, при этом номера 1, 2 и 3 соответствовали группе I; 4,5 и 6 − группе II и так далее. Таким образом, 8./StG2 — это 8-я эскадрилья 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (нем. Stukageschwader). Номер 8 означал, что эскадрилья принадлежит группе III, и, таким образом, необходимость указания этого в кодовом обозначении отсутствовала.

 

Приведенное выше описание соответствует боевым единицам в полном составе, выполняющим типовые боевые задачи. При этом в зависимости от реалий боевых действий,  потерь, а также в силу изменений организации в различные периоды войны существовали многочисленные вариации нумерации, званий и должностных обязанностей. Тем не менее, несмотря на огромное число описанных историками вариаций, эта статья все же может оказаться полезным подспорьем для тех, кого интересуют общие вопросы организации сил Люфтваффе во время Второй мировой войны.


Декаль Stab./JG 1 будет добавлена в одном из следующих обновлений:

Автор Jej 'CharlieFoxtrot' Ortiz

 

Обсуждение на форуме

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.