War Thunder background
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Як-3, синий 24, 1945 год; автор DrNooooo | Скачать


Мини-конкурс: сделайте лучший скриншот самолёта в уникальном камуфляже автора и выиграй 1000 Золотых Орлов!


После боев лета-осени 1942 года и после тяжелых потерь советской авиации в районе Сталинграда командующий 1-й Воздушной армией генерал С.А. Худяков докладывал Главкому ВВС маршалу авиации А.А. Новикову: «Немецкие истребители, как правило, держат инициативу боя в своих руках, атакуют в выгодных условиях, а при неблагоприятной обстановке безнаказанно выходят из боя, часто даже не применяя маневра, по прямой с набором высоты…».

 

Сложившаяся ситуация требовала немедленных действий со стороны советских авиаинженеров. Как полагали многие, важнейшим путём решения проблемы была разработка и установка на истребитель мощного мотора с наддувом. Иначе на проблему решил взглянуть А.С. Яковлев, предложивший августе 1942 г. пойти по пути максимальной оптимизации конструкции нового истребителя, которая максимально подходила бы для ведения воздушных боев на советско-германском фронте.

 

За основу нового истребителя предполагалось взять Як-1б и назвать новую машину Як-1МС (этот самолёт был прозван «Москитом», а позднее название перекочевало в документы). Самолёт разрабатывался с одной единственной целью: завоевать превосходство в воздухе. Все улучшения конструкции были направлены на общее снижение веса. Сняли, в том числе, два бака из четырех для улучшения скорости и маневра (дальность такой машине была не нужна). В связи с отказом от боя на виражах площадь крыла уменьшили на 2,55 м², силовой набор крыла стал выполняться из дюраля. Новые узлы крепления позволяли в полевых условиях без лишних усилий менять поврежденную плоскость. Другие изменения коснулись силовой установки. Маслорадиатор был убран из-под носовой части и перенесен в корень крыла. Установка двух новых маслорадиаторов позволила сэкономить 10 кг веса. А водорадиатор был сдвинут к хвостовой части и сильно утоплен в фюзеляж. Все остальное (в том числе, ферма каркаса и полотняная обшивка бортов) изменениям не подвергалось. Оставили без изменения бортовое оборудование и штатное вооружение Як-1б: 20-мм пушку ШВАК и 12,7-мм пулемет УБ.

 

Снижения веса еще на 280 кг добились, установив фонарь кабины, отштампованный из цельного листа плексигласа, и заменив стальные и деревянные детали на дюралюминиевые. Защита пилота состояла из бронеспинки и заднего бронестекла, а крыльевые баки были протектированы снизу и с боков. Предполагавшаяся установка двигателя М-106П должна была позволить «Москиту» развить скорость 560 км/ч у земли и 670 км/ч на высоте 5500 м. Высоту 5000 м новая машина должна была набирать за 4 минуты. Время выполнения виража не должно было превышать 17-18 секунд.

 

Как обычно, уже по сложившейся традиции, у новой машины начались проблемы с двигателем: М-106 пришлось заменить на серийный М-105ПФ. Тем не менее, показатели, достигнутые летчиком-испытателем П.Я. Федрови 28 февраля 1943 года были не так уж и далеки от расчетных: максимальная скорость у земли – 545 км/час; скорость на высоте 4450 м – 632 км/час; время набора высоты 5000 м – 4,1 мин. Приемочная комиссия рекомендовала истребитель к серийному производству.

 

По докладу маршала авиации А.А. Новикова наркому авиапрома А.И. Шахурину, военные приняли самолет с воодушевлением: «…Во время боев с немецкими самолетами ФВ-190 ДБ-801 и Me 109 с трехточечным вооружением (облегченным) самолет Як-1 «Москит» имел преимущество в вертикальном и горизонтальном маневре, а также и по скоростям до высоты 5000 метров. Считал бы целесообразным на заводе № 292 организовать выпуск самолетов Як-1 «Москит»». Тем не менее, серийное производство затягивалось из-за недоработки двигателей М-106 и М-107. Модернизация двигателя М-105ПФ также не позволяла добиться нужного результата. Работы по доводке затягивались, хотя фронту нужен был такой истребитель.

 

Наконец, путем регулирования наддува на двигателе М-105ПФ удалось добиться мощности в 1290 л.с. в боевом режиме. В июле 1943 года «Москит» с таким двигателем был передан в ЦАГИ для продувки в аэродинамической трубе. По полученным в августе рекомендациям на первом экземпляре Як-1М на все цилиндры поставили индивидуальные выхлопные патрубки, воздухозаборник нагнетателя перенесли под капот, полотняную обшивку хвостовой части заменили фанерной, улучшили герметизацию и подгонку панелей, люков и створок шасси. Реализованные улучшения позволили истребителю достигнуть скорости у земли 573 км/ч, а на высоте 4500 м – 653 км/ч.

 

На дублеры «Москита» установили мотор М-105ПФ2 с новым винтом изменяемого шага, улучшили по рекомендациям ЦАГИ аэродинамику, заменили пушку ШВАК на ША-20М с боекомплектом 110 снарядов, добавили второй пулемет УБ, а также установили коллиматорный прицел ПБП-1а. Улучшилась защита летчика и протектирование баков. Внесенные изменения критического увеличения веса не вызвали. 26 октября 1943 года Постановлением ГКО № 4410 истребитель «Москит» под обозначением Як-3 был принят на вооружение.

 

Обсуждение на форуме

Читайте также:
Встречайте крупное обновление «Грозовой фронт»!
  • 16 декабря 2024
Крутая техника и полезные призы в событии «Зимние сказки»!
  • 13 декабря 2024
Страницы истории (январь): Защитник Ленинграда
  • 26 декабря 2024
Новогодняя распродажа в магазине
  • 26 декабря 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности