- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Советский лётчик пытается остановить атаку P-38 | Камуфляж Як-9 автор DrNooooo, Скачать
В сводках боевых действий, в боевых донесениях заключительного этапа Великой Отечественной войны, а впоследствии и в мемуарах ветеранов встречаются упоминания о боевых столкновениях с войсками союзников. Иногда инциденты происходили по ошибке, как в случае с И.Н. Кожедубом, подвергшимся атаке двух истребителей «Мустанг», которые он сбил во встречном бою. Пилот одного из сбитых американских самолетов утверждал, что подвергся атаке Фокке-Вульфа. Упоминается и о танковых перестрелках в зоне соприкосновения союзных войск.
Строй Локхид P-38 «Лайтнинг» |
Отдельным эпизодом стоит атака советской маршевой колонны в районе югославского города Ниш 7 ноября 1944 года. В тот день массированному воздушному налету подверглись части 6-го гвардейского стрелкового корпуса, передвигавшиеся по дороге Ниш – Алексинац – Делиград – Роянь. Жертвами нападения, по советским данным, стали тридцать шесть человек, включая двух генералов.
В ходе первого налета, по свидетельствам очевидцев и боевому донесению штаба 866 истребительного авиационного полка, 12 истребителей «Lockheed» P-38 «Lightning» обрушили бомбово-штурмовой удар по колонне советских войск в 12:50. Один американский самолет был сбит зенитной артиллерией, базирующейся непосредственно на аэродроме Ниш. В 13:00 поднятая по тревоге дежурная пара истребителей Як-9 866 ИАП в составе лейтенанта Кривоногих и младшего лейтенанта Шипули атаковала четверку P-38 «Lightning» и сбила один из них. С интервалом в пять минут с аэродрома была поднята шестерка истребителей Як-9 в составе командира эскадрилии капитана Бондаря, командиров звеньев старшего лейтенанта Сурнева, старшего лейтенанта Железнова, старшего лейтенанта Поцибы, лейтенанта Жестовского и младшего лейтенанта Сердюка. Еще через пять минут в воздухе была пара Як-3 под управлением капитана Колдунова и ведомого лейтенанта Красюкова.
Истребитель дежурной пары лейтенанта Кривоногих, отбиваясь от атак двух «Lightning», подбил один из них, но был сбит собственной зенитной артиллерией и погиб. Погиб и его напарник – лейтенант Шипуля, по-видимому сбитый в воздушном бою.
«Яки» из взлетевшей шестерки старались не атаковать «американцев». Капитан Бондарь и командиры звеньев покачиванием крыльев пытались дать понять, что американцы ошибочно бьют по союзникам. Тем не менее, последний взлетавший из шести советских истребителей лейтенанта Сурнева был атакован, но сумел уйти из-под удара, подбив «Lightning», заходящий в хвост нашему самолету. Им же был сбит и еще один американский самолет, безрассудно продолжавший атаковать наши самолеты. Чуть севернее аэродрома лейтенант Жестовский вступил в бой с двумя истребителями «Lightning», сбил одного, но был подожжен вторым американцем. Получив три ранения, советский летчик смог покинуть машину с парашютом.
Истребители Як-9Д в полёте |
После взлета старший лейтенант Поциба, увидев группу из 12 P-38, пристроился к ведущему американской эскадрильи и покачиванием крыльев дал понять, что здесь врага нет. Американские истребители, отвернув с курса, отправились на свою территорию. Однако инцидент на этом не завершился. С Запада подходила новая группа американских самолетов, состоящая по разным данным от 40 до 60 машин. Встретив оставшиеся самолеты эскадрильи капитана Бондаря, эта группа без боя также ушла в сторону расположения своих войск.
В боевом донесении ничего не говорится об участии в бою Як-3 капитана А. Колдунова. Его ведомый, лейтенант Красюков, в бой не вступал, но видел, как вблизи аэродрома упал горящий Як-9. Вероятно, это была машина лейтенанта Жестовского. Тем не менее, в статьях и воспоминаниях встречается информация, что А. Колдунов сбил в этом бою две или три американских машины. Косвенно это подтверждается числом сбитых американских самолетов. В боевом донесении говорится о пяти сбитых Р-38. Однако очевидцы говорят о семи упавших американских машинах. Вероятно, два истребителя «Lightning», не вошедшие в документ, могли быть сбиты именно Колдуновым.
Другим любопытным фактом, фигурирующим в боевом донесении 866 ИАП, является утверждение, что P-38 «Lightning» имел преимущество перед нашими самолетами в горизонтальных маневрах. Сложно понять, как время устоявшегося виража одномоторного трехтонного Як-9 может быть больше виража почти десятитонного «Lockheed» P-38 «Lightning». Источники оценивают характеристики перечисленных машин так: «Время виража на высоте 1000 м у германских истребителей (21-22 сек у Bf109G-2 и 22-23 сек у FW-190A-4) было заметно меньше, чем у P-38F (27-28 сек)» и «Вираж у земли на скорости 280 км/ч с форсажем у Як-9 составлял 19-20 сек». Тем не менее, оценка, данная советскими летчиками после проведенного боя, несколько обескураживает.
По итогам инцидента советской стороной были получены извинения и объяснения от американской стороны, что породило еще больше вопросов. Советское командование не стало раздувать конфликт, назвав его “нелепой” случайностью.