
- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Камуфляж Як-9Т 845-го Истребительного авиаполка капитана Соловьева, Весна 1945 г. Автор Kabanovich | Скачать
5 января 1943 года в небо поднялись истребители Як-9Д и Як-9Т. Причиной появления этих модификаций удачного самолета Як-9 стало постановление Государственного Комитета Обороны от 18 февраля 1943 года. Из него следовало, что запас топлива на советских истребителях не мог быть меньше 480 кг, чтобы как можно дольше находиться в воздухе. И если на Як-9Д этого удалось добиться простой установкой четырех топливных баков вместо двух, то для Як-9Т данный подход не годился. Требовалось несколько иное решение. Дело в том, что истребитель Як-9Т был оснащен 37-мм пушкой, установленной в развале цилиндров двигателя М-105ПФ.
Серийный Як-9 Т в полёте |
К концу 1942 года советскими инженерами-оружейниками А.Э. Нудельманом и А.С. Сурановым до состояния, пригодного для серийного производства, была доведена пушка НС-37, которая имела длину 3,4 м и вес 150 кг. Поскольку орудие разрабатывалось не только для данного истребителя, при его установке на Як-9 пришлось значительно усиливать конструкцию самолёта, а также вносить в неё некоторые изменения. В частности, кабина была сдвинута на 40 см назад.
Есть мнение, что идея установить крупнокалиберную пушку на советский истребитель появилась потому, что на американской «Аэрокобре» 37-мм орудие хорошо показало себя в бою. Однако против этой теории говорит то, что разработка пушки НС-37 началась в середине 1941 года, тогда как первые истребители фирмы Bell появились в СССР лишь в декабре 1941 года. Тем не менее, советские инженеры могли позаимствовать идею у американцев через авиационные журналы или после командировок в США. Но, как говорилось в одной из баек того времени, мечтой любого инженера по авиационному вооружению был самолет с большой пушкой, маленькими крыльями и хвостом.
Тем не менее, возросшая из-за тяжелого орудия масса самолета, которая увеличивалась ещё больше из-за 480 кг топлива, значительно снижала бы боевые характеристики машины. Выходом из сложившейся ситуации стало продолжение выпуска самолета с изначальным запасом топлива в 330 кг.
Отказ от выполнения постановления ГКО позволил сохранить летно-пилотажные характеристики Як-9Т на уровне своего «двухбачного» прототипа. Як-9Т превосходил «пятиточечный» Me-109G-2 в горизонтальной скорости до высоты в 4600 м, по горизонтальной маневренности – до высоты 5000 м, уступая в вертикальной скорости до высоты 3000 м и выше 4000 м. В диапазоне высот с 3 до 4 км вертикальная скорость Як-9Т и Me-109G-2 была одинакова. Вес же секундного залпа советского истребителя превосходил этот параметр у всех немецких истребителей, не оснащенных дополнительным вооружением. Тем не менее, для ведения воздушных боёв в группу Як-9Т включались, как правило, несколько истребителей с обычным вооружением: их маневренные характеристики были выше.
|
При весе секундного залпа в 3,74 кг советские летчики на Як-9Т получили возможность открывать огонь по вражеским бомбардировщикам с дистанции в 1000-1200 м, что исключало возможность попасть под прицельную очередь воздушного стрелка. Орудие советского Яка позволяло уничтожать и вражескую бронетехнику: пушка НС-37, снаряженная бронебойным боеприпасом, пробивала 30-мм броню. Попадание же единственного снаряда во вражеский самолет гарантированно уничтожало цель. Однако, по воспоминаниям командира 240 ИАД Г. Зимина, «во время стрелковых тренировок (на новом самолете) сразу же оказалось, что стрелять длинными очередями с большого расстояния не представляется возможным. Сильная тряска не позволяла хорошо прицелиться. Это был результат недостаточной амортизации тяжелой пушки. Кроме того, она имела высокую скорострельность и всего 30 снарядов – их можно было расстрелять очень быстро. Тренировки показали, что наибольший эффект давала стрельба очередями по два-три снаряда с расстояния 100-150 м». В книге В.Б. Шаврова «История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг.» говорится, что в отчете о испытаниях нового истребителя было отмечено, что «лётчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода снайпером и уметь поражать самолёт врага наверняка – с первого выстрела».
Испытания истребителя Як-9Т проводились с 10 января по 12 февраля 1943 года в Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения, а с 15 февраля по 4 марта – в НИИ ВВС. Серийное производство машины было налажено на заводе №153, где с марта 1943 года по июнь 1945 года было выпущено 2748 самолетов. Действительно, квалификация пилота Як-9Т должна была быть выше среднего уровня.
Так, в ходе войсковых испытаний 34 самолетов Як-9Т с 5 июля по 6 августа 1943 г. на Центральном фронте летали 80 летчиков шести полков, входивших в состав 273 ИАД 6 ИАК и 1 Гв. Сталинградской ИАД. В ходе 78 воздушных боев, проводившихся смешанными группами истребителей Як, были уничтожены 110 истребителей противника. На долю Як-9Т пришлось 49 уничтоженных немецких машин, потеряны же были 12 собственных истребителей. В ходе войсковых испытаний на Западном фронте в 18 ГвИАП, проводившихся с 17 августа по 18 сентября 1943 г., 12 истребителей Як-9Т вместе с тремя Як-9Д провели 47 воздушных боев. В ходе них Яки сбили 9 и подбили 2 вражеских самолета, потеряв при этом три Як-9Т.
Тем не менее, после появления Як-9Т на фронте немецкие летчики перестали атаковать советские истребители в лоб: не представлялось возможным быстро отличить модификацию с крупнокалиберной пушкой от обычного истребителя Як-9. Благодаря новой машине появился миф о том, что немецкие истребители боялись лобовых атак, даже несмотря на то, что до 1943 года они довольно часто пользовались этим приемом, полностью полагаясь на броневую защиту своих машин.