- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Самолёт с бортовым номером "16" выставлен в музее военной авиации, Virginia Beach, VA.
Камуфляж выполнен Джастином "Spogooter" Крамером по программе Revenue Share
И-153, получивший имя «Чайка» за характерный изгиб верхнего крыла, стал апофеозом развития истребителей-бипланов в СССР. Учтя все претензии летного и технического состава к истребителю И-15бис, который показывал неудовлетворительные результаты в сражениях против истребителей-монопланов в небе Испании, Н.Н. Поликарпов приступил к оптимизации заслуженного ветерана. Сам индекс истребителя – И-153 – подразумевает под собой третью модификацию биплана И-15.
И-153 на лыжных шасси |
Основным нововведением стало убирающееся шасси, утяжеляющее конструкцию, но при использовании более мощного двигателя дающее значительный прирост скорости. Помимо этого, Поликарпов стремился облегчить конструкцию, сделать ее соответствующей массе И-15. Итогом работы стало то, что взлетный вес И-153 1939 года отличался от взлетного веса И-15 всего лишь на 65 кг и составлял 1765 кг. Однако в ходе испытаний оказалось, что конструкция является недостаточно прочной, и из-за её разрушения произошел ряд катастроф. Например, 11 апреля 1939 г. И-153 с двигателем М-62, входящий в число самолетов войсковой серии, разрушился в воздухе, достигнув скорости 500 км/ч в пикировании.
В целом, самолет создавался сложно. Типичные для авиаконструкторов проблемы с двигательной установкой откладывали принятие истребителя в серию. Первоначально, с двигателем М-25В, опытный И-153 1938 года, от которого не ждали сюрпризов и проблем, не смог пройти даже заводские испытания из-за большого количества дефектов: недостаточной жесткости крыльев, вибрации элеронов, тряски хвостового оперения. Второй опытный экземпляр с двигателем М-25В, где были устранены эти недостатки и введены элементы из новых материалов, сумел достичь скорости 424 км/ч под управлением летчика-испытателя П. Федрови. Военных данные показатели не устраивали. Большего хотели добиться путем установки двигателя М-62 мощностью 1000 л.с.
Тем не менее, новая модификация И-153 с новым двигателем, испытанная за два месяца летом 1939 года, развила скорость 443 км/ч, что было почти на 20 км/ч ниже ожидаемой военными. Конструкция по-прежнему требовала доработки, и государственные испытания новая машина не прошла. Следующим шагом для повышения летно-технических характеристик И-153 стало использование более эффективных воздушных винтов изменяемого шага, установка более мощного мотора М-63 с максимальной мощностью 1100 л.с. Однако проведенные испытания дали неутешительные результаты: максимальная скорость составила всего 431 км/ч с установленными убираемыми лыжами, поскольку испытания начались в конце января 1940 года. Было понятно, что из данной конструкции большего выжать не удастся.
Неприятным сюрпризом стало то, что И-153 плохо выходил из штопора. Летчики НИИ ВВС смогли разработать инструкцию, применяя которую истребитель выходил из штопора с запаздыванием в один или 1,75 витка после любого количества выполненных до этого витков. Инструкция предписывала следующее: «Вывод из штопора производится энергичной дачей руля в следующей последовательности: сначала дается нога до отказа против штопора и, через полвитка – виток (по времени 1-2 секунды), ручка от себя за нейтральное положение. Элероны нейтральны. Малейшее отклонение от этого правила влечет к большим запаздываниям на выходе». И-153 1940 года «потяжелел» – его взлетный вес составил уже 1853 кг.
Тем не менее, самолет попал в серийное производство и показал удовлетворительные результаты в боях на Халхин-Голе. Показательным вышел первый бой 25 июля 1939 года девяти «Чаек» против 18 японских истребителей «Nakajima» Ki-27. Подойдя к месту боя с выпущенными шасси, И-153 сделали вид, что обратились в «бегство», заставив японских пилотов поломать строй. Внезапным разворотом с убранными шасси советские бипланы, вооруженные 4 пулеметами «ультра»-ШКАС, в лобовой атаке сбили 4 самолета противника, не потеряв ни одного своего. Уже менее впечатляющим было участие И-153 в советско-финской войне 1939-40 гг. Здесь истребители-монопланы навязывали свой стиль боя отечественным бипланам.
К началу Великой Отечественной войны И-153 окончательно устарел, но ему довелось сыграть значительную роль в начальный период боевых действий против фашистской Германии. На 22 июня 1941 г. в западных округах было размещено 1300 истребителей И-153. Показательны результаты первых дней боев летчиков 11-й смешанной авиадивизии, включавшей 122 ИАП с 75 И-16 и И-153 на аэродроме Скидель и 127 ИАП, имевший 72 И-153, который базировался в Августове (юго-восточнее Гродно).
В ходе первого налета немецких бомбардировщиков на аэродроме оставались только неисправные машины – все остальные были подняты по тревоге. В своем первом бою истребители дивизии сбили 4 вражеских машины. Первая встреча И-153 с немецкими ударными группами произошла в районе Черлена – Мосты – Гродно и стоила немецким пилотам семи машин, советские лётчики потеряли всего четыре.
Всего за день 22 июня 1941 летчиками 122 и 127 истребительных авиаполков сбили 35 вражеских самолетов. В ходе девяти боевых вылетов первого дня войны командир эскадрилии 127 ИАП лейтенант С.Я. Жуковский сумел сбить четыре немецких самолета. Замкомэска А.А. Артемов, участвовавший также в девяти боевых вылетах, сбил в этот день три вражеских машины, а замкомэска А.С. Данилов в бою против девятки Bf.110 сбил двух и протаранил третьего «немца». В последующие годы войны И-153 использовался в качестве штурмовика. Некоторые полки, воевавшие на этих машинах, получили звание гвардейских.