- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
12 января 1943 года в ходе операции «Искра» начался прорыв блокады Ленинграда. Благоприятная обстановка на советско-германском фронте, связанная, прежде всего, с масштабной операцией по разгрому окруженной группировки 6 армии Паулюса под Сталинградом, позволяла рассчитывать на успешное проведение наступления с целью прорыва кольца окружения вокруг города. Из-за сложной ситуации германские войска не могли оперативно перебросить подкрепления на другой участок фронта.
Тем не менее, оборона Шлиссельбургско-Синявинского выступа, называемого немцами «бутылочным горлом», организовывалась в течении долгих 16 месяце осады Ленинграда и представляла собой непреодолимую стену многочисленных узлов обороны с хорошо пристрелянными позициями. Советским войскам предстояло ликвидировать этот оборонительный рубеж и соединить окруженный, измотанный голодом и холодом город с «большой землей».
Положение под Ленинградом к концу 1942 г. |
Операция «Искра» была проработана еще в ноябре 1942 года, и после согласования со Ставкой Верховного Главнокомандующего командование обороны Ленинграда приступило к мероприятиям по ее реализации. 8 декабря 1942 года И.В. Сталин и Г.К. Жуков, как заместитель Верховного, подписали директиву, в которой в частности говорилось: «Совместными усилиями Волховского и Ленинградского фронтов разгромить группировку противника в районе Липки, Вайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург – таким образом разбить осаду города Ленинграда». Место прорыва было определено южнее ладожского озера, где Волховский и Ленинградский фронты находились друг от друга на расстоянии 12-14 км.
Со стороны Ленинградского фронта наступление вела 67 армия под командованием М.П. Духанова. Волховский фронт вводил в прорыв 2-ю ударную армию под командованием Романовского. Ночью 12 января 1943 года по немецкой обороне был нанесен авиационный удар, который в 9:30 утра сменился «огненным валом» артиллерийской подготовки: в линии прорыва огонь открыли 1697 орудий и минометов. Огонь вела артиллерия обоих фронтов. Помимо этого, огнем 77 тяжелых орудий наносил мощные удары по немецким войскам и Балтийский флот. Завершали «огненный вал» гвардейские реактивные минометы.
В 11:40 дивизии первого эшелона 67-й армии – 45-я гвардейская, 268-я, 136-я и 86-я – перешли в наступление. Несмотря на то, что передний край немцев молчал после нанесенного артудара, советским подразделениям предстояло форсировать 800-метровую ленту Невы. Возникли трудности с переправой на другой берег танков Т-34 и КВ. До сегодняшнего дня отдельные машины извлекают из толщи невской воды. Саперы сумели соорудить три ветки переправ, похожие на железнодорожную колею из льда и дерева. Две из них вышли из строя, и лишь по третьей в ночь на 14 января советские солдаты сумели переправить 90 танков.
На правом фланге прорыва 67-й армии, в полосе наступления 45-й гвардейской дивизии нашим войскам пришлось вести сдерживающие бои: слишком сильна оказалась в этом месте немецкая оборона. С другой стороны, это позволило подразделениям 136-й, 268-й и 123-й дивизии 2-го эшелона успешно продвигаться в направлении Волховского фронта. наступавшая же на левом фланге на Шлиссельбург 86-я дивизия не сумела пересечь Неву и понесла тяжелые потери. Отправленные в прорыв на данном направлении 13 стрелковая дивизия и 142 стрелковая бригада с задачей также не справились.
Особо упорные бои в ходе наступления шли за немецкие опорные пункты в рабочих поселках №1 и №5 16 января 1943 года. Эти поселки постоянно переходили из рук в руки. Основным местом прорыва оказался участок фронта между 2-м городком и Шлиссельбургом. Бои на этом направлении вели 136 стрелковая дивизия и 61-я бригада легких танков. В недописанном письме обер-ефрейтора Вормбекера можно прочитать следующее: «Я не могу дольше переносить этот кошмар. Уже неделю бушует над нами ураган огня и стали. Мы совсем теряем голову. Из крепости они бьют прямой наводкой как из винтовки. Они, а не мы – хозяева положения. Какое страшное слово – Ладога!!!».
«Здесь лежат ленинградцы…» Пискарёвское мемориальное кладбище (Санкт-Петербург). |
Лишь 18 января 1943 года рабочий поселок №5 был наконец освобожден советскими войсками. В середине того же дня части 86-й стрелковой дивизии освободили Шлиссельбург и закрепили на колокольне красный флаг. Вечером подразделения Ленинградского и Волховского фронтов завершили прорыв и соединились. Несмотря на то, что удалось расчистить лишь 8-11 км коридор, позволивший в скором времени построить железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург, эта победа оказалась поистине бесценной для советских людей. В город вернулась нормальная (по военным меркам) жизнь. Продовольственные нормы в скором времени достигли уровня других советских городов.
Почти 33000 воинов заплатили за это своими жизнями. Вспомним же их знаменитыми строками ленинградской поэтессы Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».