- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Исторический камуфляж КВ-1 Зис 5 "Беспощадный", автор Tiger_VI | Скачать
Впечатление от появления на поле боя танков КВ лучше всего передаёт рассказ участника одного из первых контактов с этими тяжелыми машинами под Райсеняйем – лейтенанта из 6-й танковой дивизии Г. Ритгена: «В корне изменилось само понятие ведения танковой войны, машины «КВ» ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия… Отныне основной угрозой стали неприятельские танки, и необходимость борьбы с ними потребовала нового вооружения – мощных длинноствольных пушек большего калибра».
Климент Ефремович Ворошилов |
Как это ни странно звучит, появление танка «Клим Ворошилов» было делом случая, эксперимента. Увлечение советского командования концепцией тяжелых многобашенных танков прорыва вражеской обороны привело к созданию ряда образцов, включавших Т-28, Т-35, Т-100 и СМК. Параллельно с двухбашенными Т-100 и СМК группой практикантов-дипломников Военной академии механизации и моторизации им. И.В. Сталина, под руководством Л.Е. Сычева и А.С. Ермолаева на Ленинградском Кировском заводе был разработан проект однобашенногого, укороченного варианта СМК – KB. Впоследствии ведущим конструктором проекта стал Н.Л. Духов. В начавшейся советско-финской войне новый танк отлично показал себя: вражеские орудия не могли нанести КВ особого вреда. Однако и вооружение советской машины оставляло желать лучшего: 76-мм пушка Л-11 не могла разрушить финские ДОТы, которыми изобиловала оборона врага. На основании этих испытаний было принято решение о постройке КВ-2 с танковой 152-мм гаубицей М-10Т.
КВ-1 представлял собой 47,5-тонную машину с двигателем ВК-2К мощностью 500 л.с., позволявшим машине разгоняться до 34 км/ч по шоссе. Запас хода составлял 250 км. Изначально на КВ-1 устанавливалось 76-мм орудие Л-11, замененное впоследствии на пушку Ф-32 того же калибра. А с 1941 года машина вооружалась орудием ЗИС-5 – вариантом пушки Ф-34 калибра 76 мм, приспособленным именно для танка КВ. Боезапас новой машины был внушительным: он составлял 135 выстрелов. Три пулемета ДТ в корпусе и в башне танка снаряжались почти 2700 патронами. Бронирование КВ-1 варьировалось от 30 до 75 мм на первых вариантах машины со сварной башней. КВ-1 с литой башней имел увеличенное лобовое бронирование – 90 мм. Бронирование сварных башен в 1941 году довели до 105 мм путем навешивания 25-мм бронеэкранов, которые крепились болтами. Экипаж танка состоял из 5 человек. Всего было выпущено 2769 танков КВ-1.
КВ-2, который создавался на основе КВ-1, отличался от него увеличенной башней, вместе с которой высота машины составляла 3 метра и 24 сантиметра. В дальнейшем эти машины выпускались в двух вариантах: с «большой» и «пониженной» башнями. 152-мм гаубица М-10Т оснащалась 36 выстрелами раздельного заряжания. Боезапас трех пулеметов ДТ составлял около 3000 патронов. Бронирование КВ-2 варьировалось от 30 до 110 мм в маске орудия. Экипаж машины составлял 6 человек. Были построены 334 КВ-2. Выпуск этой модификации был прекращен 1 июля 1941 года.
Развернув производство танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе, некоторое время машины пришлось оснащать бензиновыми двигателями М-17 из-за отсутствия дизелей В-2, которые изготавливались только на заводе в Харькове.
Несмотря на все преимущества танков КВ, к командованию часто поступали и нарекания в связи с низкой подвижностью и надёжностью ходовой части тяжелой машины. В связи с этим челябинскими конструкторами была предпринята попытка улучшить тактико-технические характеристики КВ-1. Новый вариант получил название КВ-1С – скоростной.
КВ-1С был облегчен за счет уменьшения габаритов машины и снижения толщины бортовых броневых листов. В остальном бронирование оставалось в прежнем виде и варьировалось от 30 до 82 мм в маске танка. Снижения массы танка добились и уменьшением веса агрегатов ходовой части и силовой передачи. В частности, до 608 мм была сужена ширина гусеницы. На КВ-1С устанавливалась новая литая башня с командирской башенкой. Скоростные характеристики машины улучшились за счет установки коробки передач, разработанной Н.Ф. Шашмуриным, нового главного фрикциона и усовершенствованных бортовых передач. Коробка передач оснащалась демультипликатором, выдавала восемь скоростей вперед и две назад, а также имела меньшую массу по сравнению с прежней.
Модернизация КВ-1 привела к тому, что масса машины составляла 42,5 т. Основным вооружением танка являлось 76-мм орудие ЗИС-5 или Ф-34. Причем изначально боекомплект был снижен до 94 выстрелов, но впоследствии доведен до 114 снарядов. На танке по-прежнему устанавливались три пулемета ДТ. Экипаж машины составляли также 5 человек. Мощность двигателя была доведена до 600 л.с., что позволило танку передвигаться со скоростью 42 км/ч по шоссе при запасе хода в 180 км. На вооружение новую машину приняли 20 августа 1942 года. Всего было произведено 1120 танков КВ-1С, часть которых стала именоваться как КВ-8С – огнеметный вариант этой машины.
Дальнейшим развитием КВ-1С стал танк КВ-85, начавший поступать в войска с сентября 1943 года. Как становится понятно из индекса машины, его отличало наличие 85-мм орудия. Попытки установить такую пушку на танк КВ предпринимались и ранее, но безуспешно.
Установка 85-мм пушки Д-5Т потребовала создания новой, увеличенной по размеру башни и расширения подбашенной коробки. Боекомплект машины сократился до 70 выстрелов. Экипаж КВ-85 состоял из 4 человек: ликвидировали место стрелка-радиста. Огонь из жесткозакрепленного в лобовом листе танка пулемета теперь вел механик-водитель. На танке устанавливались, как и ранее, три пулемета ДТ. Остальная конструкция изменениям не подвергалась и осталась унифицированной с танком КВ-1С. Масса новой машины равнялась 46 тоннам. Бронирование варьировалось от 30 до 100 мм. За 1943 год было построены 148 КВ-85.
В целом, по мнению М. Барятинского, танк КВ представлял собой противоречивую машину. Не имея равных врагов в 1941 году, он стал представлять собой устаревшую машину с появлением в 1942 году первых «Тигров». Так, 12 февраля 1943 года, в ходе советского прорыва блокады Ленинграда, три «Тигра» из состава 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 танков КВ-1 без собственных потерь. Ситуацию, по мнению историка, могло бы исправить появление КВ-85, но не в 1943 году, а в самом начале войны. Тем не менее, танки КВ оказали существенное влияние на ход боевых действий (как мы можем судить, например, по высказыванию немецкого офицера, приведенного нами в начале статьи). Более того, можно вспомнить бой 20 августа 1941 года, в ходе которого ротой в составе пяти КВ-1, которой командовал З.Г. Колобанов, были уничтожены 43 фашистских танка. Не менее красноречиво выглядит и подвиг советских танкистов у города Райсеняй, сдерживавших немецкую 6-ю танковую дивизию в течении 48 часов одним танком КВ-1.
Но необходимо признать, что машина имела и множество недостатков, среди которых основными были ненадежная работа главного фрикциона, коробки передач, бортовых фрикционов и малоэффективный воздухоочиститель. Улучшить трансмиссию машины удалось лишь на КВ-1С в 1942 году путём модернизации и замены соответствующих узлов и агрегатов, а также в ходе некоторого снижения общего веса броневой защиты. Но это приближало по боевым свойствам тяжелый танк к средним. Значительно улучшить возможности машины могло появление нового КВ-122 со 122-мм пушкой Д-25Т. Однако дальше экспериментов дело не продвинулось: в это время советские заводы уже вовсю осваивали серийное производство танков серии ИС.
В одном из обновлений War Thunder будет добавлена декаль "За Родину":
Автор декали Branislav 'InkaL' Mirkov