- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
"И-16 тип 10" в стандартной одноцветной схеме камуфляжной окраски Республиканских ВВС. Оригинал-прототип - борт "СМ-158" из состава 1-й авиационной эскадрильи, Испания, Лирия, апрель 1938 года.
Охватить одной короткой статьей сразу всю авиацию Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) – дело весьма непростое. Именно поэтому мы предлагаем вам сосредоточить свое внимание на типовом составе авиапарка «республиканцев».
SM.81 авиагруппы 16-G-21 |
В начальный период войны основную нагрузку вынесли на своих плечах французские и испанские летчики авиации Республики, имевшие на вооружении итальянские и французские машины. Социалистическое правительство Народного фронта Франции благосклонно отнеслось к просьбе Мадрида предоставить ему боевые самолеты. В телеграмме новоизбранного премьер-министра Испании Хираля от 19 июля 1936 года говорится: «Обеспокоены опасным военным переворотом. Просим незамедлительно помочь нам оружием и самолетами. Братски ваш Хираль». Вслед за этим французское правительство начало поставку машин через аэродром Тулузы, снимая с них вооружение для соблюдения формального запрета на передачу боевой техники «республиканскому» правительству Испании.
По этому маршруту на Пиренейский полуостров были переправлены истребители Dewoitine D.371/372, Loire Lo.46, Dewoitine D.510Т, Nieuport-Delage Ni-52C.1, Bleriot-SPAD S.510, Spad S.51, Gourdou-Leseurre GL-32, а также бомбардировщики Potez-540, Potez-25, Marcel Bloch MB-210, Breguet Br.460, Breguet Br.470, Breguet-XIX, а также транспортные Latecoere-28, Caudron C.488. Некоторые из перечисленных машин уже ранее эксплуатировались испанскими ВВС или авиакомпаниями и попали в этот перечень лишь благодаря французским производителям.
Dewoitine D.371 |
Несмотря на то, что помощь не была безвозмездной, поддержка нового правительства Испании боевыми самолетами в борьбе с путчистами стоила дорогого. В последующие периоды французскому правительству пришлось изменить свое отношение к происходящему в соседней стране. Тем не менее, поддержка «франкистов» выражалась лишь в сдерживании конвоев с оружием и добровольцами. Силовых акций Франция против Испании, в отличие от Великобритании, присылавшей в зону боевых действий свои боевые корабли, не вела.
Советский Союз некоторое время колебался, оценивая всевозможные последствия поддержки «республиканской» Испании. Именно поэтому советским добровольцам первое время пришлось вести боевые действия на самолетах иностранного производства, дожидаясь, когда техника из СССР доберется до испанских берегов.
Необходимо понимать, что поставки французской техники не носили массового характера. Это были, в лучшем случае, десять машин одного типа в месяц. Лишь в августе 1936 года было поставлено сразу 30 истребителей Dewoitine D.371. Сложившаяся осенью 1936 года обстановка весьма ярко охарактеризована командующим республиканской авиацией И. Сиснеросом в своих мемуарах: «Многочисленная франкистская армия, снабжённая самым современным оружием, быстро продвигалась к столице и вскоре подошла к её окраинам. В эти критические дни авиация противника как на фронте, так и над Мадридом «действовала в своё удовольствие», ибо республиканская была практически уничтожена. Фашистские самолёты полностью господствовали в воздухе и безнаказанно производили бомбардировки и обстрелы».
Именно в этот момент на арене борьбы появляются советские машины: в октябре прибывает 31 бомбардировщик СБ, а в ноябре – 25 истребителей И-15 и 31 – И-16 тип 5 и 6. Это – значительная часть от всей прибывшей в этот период в Испанию авиатехники. Новые машины быстро включаются в интенсивные бои.
То, как именно складывались первые бои для советских пилотов в небе Испании, можно прочесть в книге С.В. Абросова «В небе Испании. 1936-1939 годы. О советских летчиках-истребителях, воевавших в Испании». В нее включены, помимо анализа действий сторон, и воспоминания участников тех событий. Например, К. Колесников, ставший после описываемого им боя 13 ноября 1936 года командиром эскадрильи, рассказывает: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на мадридском фронте. В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас». Командир же эскадрильи В. Бочаров, по воспоминанию его левого ведомого И. Кравченко, пытался спасти положение: «В последний миг, заметив опасность, Бочаров резко бросает свою машину в крутое пикирование левым разворотом и, едва не задев крыло моего самолета, уходит вниз, под облака. Мы с Костей Дубковым – оба его ведомые – одновременно, с удивительной синхронностью, также устремляемся в пикирование и, пробив облака, начинаем искать своего командира». Владимир Бочаров, будучи раненный, сумел посадить истребитель на шасси, но на вражеской территории. Фашисты обезглавили его, тело разрубили на куски и 14 ноября 1936 года сбросили останки на Мадрид…
И-16 в гражданской войне Испании |
Интенсивность ноябрьских сражений в воздухе доходила до того, что один раз в бою оказались около 200 самолетов одновременно.
Советский Союз поставлял в Испанию и новейшие типы отечественных самолетов, как это было с И-16 тип 10, который еще не прошел все испытания в НИИ ВВС, но уже оказался в бою. Истребителями СССР в Испании были И-15, И-15 бис, И-16 тип 5, И-16 тип 6, И-16 тип 10 и УТИ-4. В Испанию поставлялись бомбардировщики СБ, Р-Z и Р-5 различных модификаций.
Правительство Испании по каким-то причинам не рассматривало закупку техники в СССР как приоритетную программу развития своих ВВС. В их планы входило пополнение авиапарка техникой Франции, Англии, Голландии, Чехословакии, Польши и США. Однако из-за политики невмешательства капиталистических государств эта задумка не была реализована, и самолеты испанцам все же пришлось покупать в Советском Союзе.
Интенсивность советских поставок была значительна. Так, с мая по июнь 1937 года в Испанию были поставлены 190 машин различного типа. Справедливости ради нужно сказать, что это была самая массовая поставка.
Среди разношерстной «республиканской» авиатехники находились боевые самолеты и других стран мира: истребители Fokker D-XXI, Bristol Bulldog MK-IIA, Grumman G-23 Delfin, Letov S-231; бомбардировщики и транспортные самолеты Vultee VIA, Vickers Vildebest, Saboya-62, Aero A-101, Fokker VII, Douglas DC-2 и другие.
Общее число машин военно-воздушных сил республиканской Испании определить сложно. Даже поставки самолетов из СССР различными исследователями оцениваются по-разному: 627, 648 или 800 самолетов. Как бы то ни было, СССР предоставил самую значимую помощь законно избранному правительству Испании в ходе его противостояния «путчистам».
Декали будут добавлены в одном из ближайших обновлений:
Автор Jej 'CharlieFoxtrot' Ortiz