- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Мы начинаем публикацию цикла статей, посвящённых разработке тяжелого танка прорыва Panzerkampfwagen VIII «Maus»: от идеи, предварительных проектов и прототипов, прошедших испытания на полигоне, до полноценной боевой машины, способной вступить в бой. Вместе с нами вы проследите судьбу этого выдающегося инженерного объекта разрушения, и по сей день являющегося самым тяжелым танком в мире.
Часть первая
Фердинанд Порше |
Насмешка судьбы ли это или нет, но на заключительном этапе войны нацистская Германия, вернее, ее руководство и непосредственно А. Гитлер начали воплощать в жизнь идею создания тяжелых танков прорыва. Идею, от которой в начале Великой Отечественной войны ввиду ее бесперспективности отказалось советское руководство. А ведь именно в СССР во второй половине 20-х годов начала разрабатываться концепция глубокой наступательной операции, предусматривающая использование наряду с быстроходными танками тяжелых многобашенных машин прорыва. Однако в реальности эти танки оказались малоэффективны из-за своей тихоходности и низкой маневренности на поле боя. Гитлер обратился к этой идее ещё в конце 1942 года, когда военное поражение Германии не было столь очевидно. По-видимому, неудачи на Восточном фронте и нарастающая сила наступательных возможностей союзников в Африке заставляли немецкое командование форсировать победу над Советским Союзом, высвобождая тем самым силы и средства для борьбы с США и Великобританией.
Немецкие танковые командиры, в частности Г. Гудериан, не до конца разделяли идеи фюрера. Показанный Гитлеру 1 мая 1943 года полноразмерный деревянный макет нового танка в огнеметном варианте Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Sd.Kfz 205; VK7001/Porsche Type 205) не впечатлил немецкого военачальника, сетовавшего на отсутствие у него оборонительного вооружения.
Проект VK 100.01 в сравнении с «Maus» |
Гитлер же всерьез заинтересовался разработкой этой машины. Ещё 4 июня 1942 года на демонстрации проекта VK 100.01(P)/ KV3381, являющегося исходной версией Panzerkampfwagen VIII «Maus», Фердинанду Порше, головному разработчику будущей машины, было предложено довести проектную массу танка до 120 т, вместо расчетных 100 т. Увлечение масштабностью вместе с предполагавшейся установкой 149-мм пушки KwK L/40, по-видимому, поражало воображение лидера германской нации, который ничуть не задумывался о технических проблемах в ходе реализации столь масштабной идеи. Дело в том, что предыдущие разработки Ф. Порше были отклонены, по большей части, именно из-за возникших трудностей в ходе постройки опытных образцов боевой техники. Тем не менее, проектировщики, вероятно, тоже увлеклись идеей «сверхтанка», предложив в следующем варианте проекта К3382, вес которого дошел до 140 т, монтировать вместо командирской башенки полноценную вторую башню с 75-мм пушкой KwK L/24.
Тем не менее, отбросив все предыдущие наработки, коллектив Порше предложил третий проект танка – Typ 205A «Mäuschen». Машина приобретала «классические черты», массу в 150 тонн и две спаренных пушки KwK L/31 и KwK L/24, калибра 150-мм и 75-мм соответственно. Это был заключительный экспериментальный проект новой тяжелой машины. Следующие наработки уже непосредственно были направлены на создание Panzerkampfwagen VIII «Maus».
Таким образом, процесс разработки тяжелого танка прорыва «Maus» был не сиюминутным решением, навязанным тяжелым положением на фронтах Второй мировой войны. Целенаправленная работа над машиной была связана, вероятнее всего, с новой концепцией ведения войны.
В продолжении публикации мы остановимся на создании опытных образцов Panzerkampfwagen VIII «Maus».