War Thunder background
Р-63 Kingcobra в ВВС РККА
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Bell P-63 Kingcobra


Bell P-63 Kingcobra являлся дальнейшим развитием нашедшего признание в ВВС РККА истребителя Р-39 Airacobra. Производство новой машины началось в октябре 1943 года, но до начала 1944 года в войска удалось поставить всего 4 самолета. Примечательно, что в USAF Р-63 не рассматривали как истребитель: он классифицировался как истребитель-штурмовик. Недостатка в самолетах этой специализации американские ВВС не испытывали, и поэтому новая машина Bell P-63А поступила на вооружение лишь трех эскадрилий – 31-й, 444-й, 445-й – и в боевых действиях участия не принимала.

Из числа 3303 выпущенных с 1943 по 1945 год самолетов P-63 Kingcobra, 2421 (по другим данным ровно 2400) истребитель был поставлен в Советский Союз.

Советские и американские летчики на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. Аляска

Истребители поступали в СССР по северному маршруту, начиная с 10 сентября 1944 года. В этот день Р-63А-9, ставший 5000-й машиной, отправленной в Советский Союз с начала поставок по «ленд-лизу», вылетел по этой трассе из США. Однако в строевые части новые истребители начали приходить лишь весной 1945 года. Ими вооружались полки ПВО, охранявшие небо Москвы. Такое применение Р-63 обуславливалось тем, что на высотах более 7500 м по скорости полета превосходил и получаемые Советским Союзом Supermarine Spitfire LF IXE, и Ла-7. К тому же американская машина оснащалась радиокомпасом, что позволяло осуществлять полеты в плохую погоду и ночью. Попал в СССР и один экземпляр Р-63А-10 с радаром, предупреждающим об атаке с задней полусферы.

Первыми подразделениями ПВО, получившими Р-63, стали 28-й и 39-й ИАП. Позднее эти истребители были направлены в 17-й и 21-й ИАП. Однако принять участие в Великой Отечественной войне Р-63 Kingcobra не довелось.

Основная масса этих истребителей стала направляться на Дальний Восток: в подразделения 12-й воздушной армии, готовящейся вступить в войну против Японии. Так, самолетами Р-63А оснастили 190-ю истребительную авиадивизию, перебазированную в Забайкалье в июне 1945 года, которая начала с конца этого месяца получать американские машины, завершив переоборудование ко 2 августа 1945 года. Получили истребители Kingcobra 940-й и 781-й ИАП 245-й ИАД, входящей в ту же воздушную армию.

Помимо этого, Р-63 получили на вооружение 888-й ИАП 128 смешанной авиационной дивизии, а также 410-й штурмовой авиаполк, переквалифицированный после перевооружения в истребительный. Американские истребители были направлены также в 9-ю и 10-ю воздушные армии.

В ходе боевых действий против Японии Bell Р-63 Kingcobra осуществляли сопровождение бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, а также наносили штурмовые и бомбардировочные удары по вражеским войскам. Помимо этого, в их обязанности входило авиационное прикрытие советских сухопутных войск и кораблей. Так, 10 августа 1945 года 50 истребителей Р-63 прикрывали бомбовый удар 40 Ил-4 по укрепленному району Чучжоу. Американские истребители из состава 888-го и 410-го ИАП в ходе Маньчжурской операции проводили атаки японских баз, расположенных на Курильских островах, и поддерживали высадку на них десанта.

P-63 «Кингкобра» и P-39 Аэрокобра перед отправкой по программе ленд-лиза из США в СССР

Воздушных боев Р-63 почти не вели, поскольку противодействия со стороны японской авиации почти не ощущалось. В единственном столкновении того периода командир 17-го ИАП, входящего в 190-ю ИАД, Герой Советского Союза майор В.Ф. Сиротин в паре с младшим лейтенантом И.Ф. Мирошниченко перехватил двух японцев, атаковавших советские транспортные самолеты. В ходе атаки И.Ф. Мирошниченко сбил один истребитель (предположительно Nakajima Ki.43 Hayabusa) противника, второму самолету удалось уйти на бреющем, воспользовавшись рельефом местности.

С лета 1945 года Р-63 стояли и на вооружении 7-й ИАД ВВС Тихоокеанского флота, но участия в боевых действиях не принимали. После капитуляции Японии поставка американских истребителей советской миссии в Фербенксе прекратилась. Но и после капитуляции, до 29 сентября 1945 года, в Советский Союз поступали самолеты, поставленные на Аляску до окончания Второй мировой войны. Скопившиеся на аэродромах в Красноярске и Уккурее Bell Р-63 Kingcobra распределялись по строевым частям до сентября 1946 года. В основном они шли в полки, размещенные на Дальнем Востоке. Однако много Р-63 было распределено в европейскую часть СССР (Прибалтика, Армения, Украина), а также в оккупационные войска Советского Союза.  Например, истребителями Kingcobra вооружили 1-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, базировавшуюся в германском городе Нойхаузене. Получили эти машины и летчики 83-го истребительного авиакорпуса в Порт-Артуре.

Из-за отсутствия в поставленной технике учебно-тренировочного варианта Р-63, авиаремонтными предприятиями в городах Шауляй и Тбилиси было выпущено некоторое количество необходимых машин. Так, в Шауляе в 1946-1947 гг. изготовили 25 учебных истребителей Р-63У. некоторое количество таких машин под индексом Р-63В было изготовлено и в Тбилиси. Один Р-63 самостоятельными средствами переделали в городе Тирасполь для нужд 6-й ИАД.

Благодаря скоростным качествам, после войны Bell Р-63 Kingcobra применяли и для доставки в другие города матриц центральных газет СССР.

С наступления эры реактивных истребителей, Р-63 начали использовать для обучения советских летчиков взлету и посадке на машине с носовым колесом шасси. Применяли их и в летных училищах до середины 50-х гг.: как переходные машины.

Потенциально Р-63 могли принять участие и в начавшейся войне в Корее. Однако этого не случилось. Тем не менее, во время налета истребителей США на аэродром Сухая речка американские пилоты нанесли удар по выстроенным в линейку Р-63, которые были к тому времени выведены из эксплуатации: 8 машин были повреждены.

Из строевых полков Bell Р-63 Kingcobra были выведены в конце 1953 года.


В одном из ближайших обновлений будет добавлена декаль "Майор Вячеслав Сиротин, 17 истребительного авиаполка": 

Автор декали: Colin 'Fenris' Muir
Читайте также:
Встречайте обновление «Жар-птицы»!
  • 19 ноября 2024
КВ-7 — Тройной удар
  • 23 ноября 2024
Thunder Show: ШТУРМОВАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  • 22 ноября 2024
Событие «Полёт стервятника»: получите истребитель IAR-93B!
  • 22 ноября 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности