- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Перестроечная журналистика, словно в омут, бросилась с головой очернять все, что связано с советским прошлым. Его "тело" еще не остыло, и казалось, что «демократическая общественность» пыталась успеть сказать все то, что только можно и нельзя говорить об умершем. Но некоторые темы и через многие годы после смерти Советского Союза продолжили циклично всплывать и будоражить умы тех, кто слышал об СССР только со слов сентиментального старика-родственника.
Одним из символов советского прошлого, раздражающего умы многих современников, с критикой относящихся к той эпохе, был Александр Сергеевич Яковлев – человек, в 29 лет ставший главным авиаконструктором, а в 34 года – заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. Среди поколения 80-х часто бытуют крайне негативные отзывы о стремительной карьере и личности этого гражданина первой половины ХХ века. По-видимому, невозможно было не наложить на него кальку неприязни ко всему советскому в эпоху перестройки. Однако справедливости ради стоит отметить, что и при жизни у А.С. Яковлева хватало недоброжелателей.
И все же эти слова сказаны не для того, чтобы убедить читателя в «непогрешимости» молодого авиаконструктора. Жизнь человека не бывает кристальной, если ты не Иисус Христос. Хотя и это некоторыми ставится под сомнение. Цель этого предупреждения – убедить читателя постараться быть объективным и не делать поспешных выводов.
А.С.Яковлев (по центру) в школьном кружке друзей Воздушного флота. |
Александр Сергеевич родился 1 апреля 1906 года в семье служащего и домохозяйки, как бы об этом сказали после революции 1917 года. Семья Яковлевых, в которой росли еще двое детей, не отличалась достатком. Однако это не помешало определить юного Сашу в приличную гимназию.
Александр Сергеевич учился хорошо. Особенно успешными были его занятия рисованием. Кипучая энергия гимназиста выводила его на ведущие роли в жизни юношеского коллектива. Но тяжелое материальное положение семьи вынудило 13-летнего подростка подрабатывать курьером после занятий в школе. И если Скарлетт О’Хара говорила, что она никогда не будет бедной, добиваясь своего любой ценой, то Александр Сергеевич, зарабатывая на жизнь, видел свою судьбу в ином: «Хочется работать, работать и работать, чтобы проникать все дальше и дальше в неизвестное, неведомое, достигая новых вершин». И он работал. Работал всю свою жизнь, исключая лишь время обучения в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, которую закончил в 1931 году.
После года работы на авиазаводе № 39 им. Менжинского он создал в рамках этого предприятия группу, занимающуюся легкой авиацией. Иными словами, Александра Сергеевича можно считать одним из основателей легкомоторной авиации Советского Союза.
Мы сознательно не перечисляем в данной статье все названия самолетов и планеров, создававшихся Яковлевым в тот или иной промежуток времени. Те, кто увлекается историей авиации, хорошо знакомы с его творениями. Те же, кто лишь знакомится с его самолетами, сможет прочесть о них в книгах или сети Интернет. Доступность материалов в наше время не может не радовать интересующихся людей.
А.С.Яковлев, 1930 год |
Мы хотим рассказать, прежде всего, о моральных качествах Александра Сергеевича Яковлева, профессиональная деятельность которого даже недругами признавалась, как выдающаяся, внесшая огромный вклад в отечественное самолетостроение.
Отличительной чертой «яковлевского стиля» была культура производства, ставшая следствием личных качеств Александра Сергеевича. Отсюда – белые халаты сотрудников, выкрашенные в белый цвет двери цехов, систематизация документооборота при помощи разноцветных закладок, означающих важность той или иной бумаги. Некоторые исследователи именно в этом видят причину превосходства менее технологичных истребителей «Як», собранных по технологиям 30-х годов, над лучшими машинами конструкторов немецкой школы.
Однако, обладая суровым характером, Александр Сергеевич всегда прямолинейно высказывал свое мнение, что не могло нравится всем. Один из сотрудников говорил позднее, что «"АС" (как они называли его между собой) умеет наживать себе врагов». Даже на совещании у Сталина, отреагировав на замечание последнего о слишком пристальном внимании к внешней отделке самолетов, что по мнению знающих людей бывало порой избыточно, Яковлев ответил довольно резко: «Знающих людей много – специалистов мало». Вместо того, чтобы поставить крест на карьере, а может быть и жизни конструктора, как это преподносится нам некоторыми «историками», эта фраза стала карьерным трамплином.
Тем не менее, несмотря на обвинения в использовании «административного ресурса», Яковлева-конструктора трудно обвинить в несовершенстве создаваемых его коллективом конструкций. Так, спортивные самолеты «Як» и по сей день считаются одними из лучших в своем классе.
В 1944 году в интервью газете «Правда» Александр Сергеевич сказал: «Конструктор должен быть железным». Так он и жил, и работал, требуя полной отдачи не только от своих сотрудников, но и от себя. Именно поэтому редко можно найти негативный отклик об "АС" со стороны тех, кому довелось с ним трудиться. Самодурством Яковлев не страдал.
Родина по достоинству оценила работу Александра Сергеевича, ставшего дважды Героем Социалистического труда, кавалером десяти Орденов Ленина, лауреатом многочисленных премий.
Умер А.С. Яковлев 22 августа 1989 в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Закончить же рассказ о выдающемся авиаконструкторе хочется словами из его воспоминаний «Цель жизни»: «Когда мой первый истребитель был принят на вооружение Советской Армии, решением правительства был назван ЯК, и авиационные заводы стали выпускать тысячи таких машин, казалось, что моя мечта сбылась. Но затем возникла новая мечта. Поставить перед собой цель, разгадывать непонятное, экспериментировать, рассчитывать и, наконец, торжествовать победу – в этом великое удовлетворение. Испытывает его каждый, кто создает новое. И чем труднее дается цель, тем больше удовлетворения, когда она достигнута».