War Thunder background
Кирилюк Виктор Васильевич
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Скачать обои 1280x10241920x1080  


Большой информационный взрыв, принесший в Россию волну различной литературы как в бумажном, так и цифровом формате, стал причиной странного явления. Словно горячие пирожки на полки книжных магазинов выбрасывались десятки книг, посвященные «героическим» будням военных формирований Германии, Великобритании, США, Японии и т.д. Работы же об отечественной армии и флоте носили по большей части критический характер, как бы уверяя нас, что раз за разом мы побеждали вопреки, а не благодаря своим качествам и умениям.

Результаты не заставили себя ждать. Например, в сфере авиасимуляторных игр довольно часто можно встретить никнеймы игроков, копирующие фамилии известных экспертов Люфтваффе, аббревиатуру эскадр и штаффелей и даже имя любимой женщины «механика Гаврилова». Мы не говорим сейчас об иностранных игроках. Речь идет о вирпилах России, не столь часто вспоминающих о фамилиях советских асов. Лишь в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Народ начинает вспоминать забытых героев той страшной войны, вопреки негодованию различных противников и недоброжелателей, видящих в этом нотки реваншизма. Откуда им знать, что почти в каждой семье бывшего СССР был человек, погибший, раненный или пострадавший от разрушительных действий носителей тогдашних "европейских ценностей". Такое забывать нельзя.

11 августа 1943 года большая группа немецких пикировщиков Junkers Ju-87 готовилась нанести удар по советским войскам, когда над Северским Донцом была атакована шестью истребителями Ла-5. Внезапность атаки расстроила боевые порядки немецких машин, некоторые из которых оказались на земле. Но ведущий советской группы получил значительные повреждения: был разбит стабилизатор и элерон. Вывалившись из боя и пользуясь близостью аэродрома, советский летчик приземлил поврежденную машину, тут же пересел в другой Ла-5 и вернулся на поле боя. Наградой за это стал еще один сбитый Ju-87. Ведущим этой группы был лейтенант Виктор Васильевич Кирилюк, получивший от однополчан позывной «Керим».

Виктор Кирилюк родился 2 апреля 1923 года в крестьянской семье, жившей в деревне Большие Тураи в Оханском районе Пермской области. 7 лет от роду Кирилюки переехали в Талицкий район Свердловской области. Здесь Виктор закончил 9 классов. Прошел обучение, как и многие юноши Советского Союза, в аэроклубе. Отсюда ушел в армию в 1941 году.

Командование направило Виктора в Батайскую военную авиационную школу лётчиков, которую он окончил в 1942 году, после чего в январе 1943 года был направлен в звании сержанта в 164-й ИАП. В составе полка было много сильных летчиков: Н.М. Скоморохов, А.Б. Султан-Галиев, А.И. Володин, И.Д. Новиков, А.К. Зайцев и другие. Молодой летчик не затерялся среди ветеранов. Это подтверждает тот факт, что в январе 1944 года, после формирования «эскадрильи охотников», куда входили лучшие летчики 295-й ИАД, командир эскадрильи Николай Краснов лично пригласил Виктора Кирилюка в ее состав. И было за что. По воспоминаниям однополчан, Виктор Васильевич отличался своеобразным, нервным, неровным летным почерком. В бою Кирилюк был хитр и напорист, что делало его исключительно изощренным воздушным бойцом. К этому он пришел не сразу, хотя однополчане заметили эти особенности уже в первых вылетах. Благодаря своим незаурядным возможностям владения машиной, Виктору Кирилюку все чаще доверяли особенно сложные задачи: разведка позиций противника, иногда в глубоком тылу, защита переднего края советских войск, когда бои происходили при значительном превосходстве противника. Доверяли Виктору Васильевичу и сопровождение транспортных самолетов с представителями Ставки на борту.

Заполняя наградные документы, командиры отмечали великолепное владение лейтенантом Кирилюком техники бреющего полета, часто используемой им в разведывательных полетах и полетах на штурмовку. Полет на высоте всего нескольких метров над землей, на скорости около 600 км/ч, по мнению многих, находится за пределами человеческих возможностей и доступен совсем небольшому числу людей. Некоторые же воспринимали такую способность как чудо.

После расформирования в конце 1944 года «эскадрильи охотников» Виктор Кирилюк, как и многие другие пилоты 164-го ИАП, был переведен в 31-й ИАП, которым командовал выдающийся советский ас Г.Д. Онуфриенко.

В составе этого полка Виктор Васильевич воевал до конца Великой Отечественной войны.Старший лейтенант Кирилюк, заместитель командира эскадрильи 31-го ИАП, совершил 620 боевых вылетов, одержав в 130 воздушных боях 32 личные и 9 групповых побед. Начиная воевать в 1943 году на ЛаГГ-3, 600 боевых вылетов из общего количества он провел на истребителе Ла-5.  

За выдающиеся заслуги и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 23 февраля 1945 года Виктору Васильевичу Кирилюку было присвоено звание Героя Советского Союза. Украшали грудь Героя и орден Ленина, пять орденов Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, югославского ордена «Партизанская звезда» I степени и многие медали.

После войны продолжал службу в ВВС СССР до 1958 года, когда в звании подполковника был уволен в запас. Жил и работал в городе Талица Свердловской области. По некоторым данным проживал и в городе Астрахани.

Скончался 27 сентября 1988 года.

Автор текста: Вадим Матвеев

Читайте также:
Встречайте обновление «Жар-птицы»!
  • 19 ноября 2024
КВ-7 против КВ-7: зарабатывайте билеты, чтобы получить шанс выиграть ИС-7 на праздничном стриме!
  • 1 ноября 2024
Thunder Show: ШТУРМОВАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  • 22 ноября 2024
Событие «Полёт стервятника»: получите истребитель IAR-93B!
  • 22 ноября 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности