ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
9 сентября 2014

Александр Картвели: Человек, учивший самолеты летать


9 сентября 1896 года в Тифлисе родился Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили), человек, сыгравший заметную роль в развитии американской и мировой авиации.


Александр Михайлович Картвели (Картвелишвили)

Представитель знатной грузинской семьи, Картвели решил выбрать военную карьеру и, закончив военное училище, отправился в окопы Первой мировой войны. Несмотря на то, что служил будущий авиаконструктор в артиллерии, именно здесь, на фронте, произошла его первая встреча с авиацией, изменившая всю его жизнь.

После войны молодой офицер продолжил военное образование во Франции, где и решил остаться, узнав в 1921 году, что Грузия стала советской республикой. Начиная жизнь в другой стране, Картвели решил заняться созданием давно интересовавших его самолетов. В 1922 году он окончил Высшую школу авиации и стал конструктором в фирме «Société Industrielle», где участвовал в разработке гоночных самолетов, один из которых в 1924 году установил мировой рекорд скорости.

В эти годы Картвели по собственной инициативе разработал проект 50-тонного пассажирского самолета, способного перевозить от 50 до 60 человек из Парижа в Нью-Йорк. Этим проектом в 1927 году заинтересовался знаменитый американский меценат, миллионер Чарльз Левин. Изобретатель перебрался в Нью-Йорк, но после двух лет работы его первый большой проект закончился неудачей. Построенная уменьшенная копия даже не смогла оторваться от земли.

Легкий самолет-амфибия SEV-3


В 1931 году в Нью-Йорке произошла знаковая встреча Картвели с А.Н. Прокофьевым-Северским, оказавшимся в эмиграции после Октябрьской революции. Восьмилетняя совместная работа над проектами в фирме, организованной Северским, ознаменовалась постройкой ряда успешных самолетов: амфибии SEV-3, учебно-тренировочного AT-8, истребителя-моноплана Р-35 и двухместного конвойного истребителя 2РА. Считается, что генератором идей был Северский, Картвели же, имевший три высших образования, занимался научным анализом и проработкой деталей.

В 1939 году, после смещения советом директоров Северского с поста президента фирмы, получившей после этого название «Republic», Картвели занял пост вице-президента компании и руководителя конструкторского бюро.

 

Republic P-47N-5

Выпущенный в годы Второй Мировой войны «Republic» Р-47 «Thunderbolt» стал одним из самых любимых самолетов американских пилотов. В этой машине воплотилась вся мощь американского государства. Скоростной, надежный, способный решать многочисленные боевые задачи, «Thunderbolt» тем не менее прожил короткую жизнь, уступив дорогу новым, прогрессивным самолетам реактивного поколения.

Одноместный, одномоторный реактивный истребитель Republic F-84 Thunderjet

Александр Картвели смог предложить военному ведомству новую разработку – «Republic» F-84 «Thunderjet», начатый проектироваться в середине 1944 года и построенный уже в конце 1945 года. Самолет развивал скорость до 1000 км/ч и вооружался, как и его предшественник, шестью крупнокалиберными пулеметами. В штатное вооружение входили также бомбы и ракеты. На модификации F-84G, оснащенной системой дозаправки топливом в воздухе, был установлен рекорд дальности полета для реактивных истребителей: «Thunderjet» осуществил перелет из США в Англию.


Самолет принимал участие в войне в Корее, где на начальном этапе показывал неплохие результаты. Однако с появлением в воздухе советских истребителей МиГ-15 потери «Thunderjet» стали расти и Картвели приступил к модернизации машины. Результатом работы стало появление модификации F-84F «Thunderstreak», оснащенной стреловидным крылом и развивавшей скорость до 1150 км/ч. Всего было выпущено 4457 самолетов F-84 различных модификаций.

Republic F-84F Thunderstreak


Последним истребителем Александра Михайловича Картвели стал сверхзвуковой «Republic» F-105 «Thunderchief», к разработке которого приступили в 1951 году в инициативном порядке. Первый вылет «Thunderchief» осуществил в конце 1955 года. Во многом самолет стал революционным: наличие интерцепторов, цельноповоротные поверхности горизонтального оперения и т.д.


«Семейные черты» фирмы «Republic» (тяжеловесность, энерговооруженность, мощное вооружение) привели к тому, что во время войны во Вьетнаме F-105 стали «рабочей лошадкой» USAF. Появившиеся в начале эксплуатации уничижительные клички – Lead-sled (свинцовый молоток) или Ultra Hog (ультрасвинья) – были связаны со сложностью обслуживания машины. Однако синонимом F-105 стало прозвище Thud (громила), привязавшееся к истребителю после того, как большинство пилотов стали относиться к нему с устойчивой привязанностью.

F-105F с комплектом вооружения


Запоздавшая слава пришла к Картвели только в 1950-е. Он стал почетным доктором наук, членом многочисленных влиятельных организаций как авиационной, так и иной направленности. Самолеты Картвели были не только эффективны, но и красивы. Сам он любил говорить, что «законы аэродинамики и законы эстетики близки друг другу. Как правило, то, что красиво внешне, является совершенным и в смысле аэродинамики». Как это перекликается со словами А.Н. Туполева: «Красивый самолет хорошо летает».


В 1962 году Александр Михайлович решил завершить конструкторскую деятельность и уйти на пенсию. Однако после трехмесячного отдыха он вернулся в компанию на должность консультанта, где и проработал, с небольшим перерывом, до конца жизни. В частности, принимал участие в проектировании штурмовика А-10. Умер Александр Михайлович Картвели 20 июля 1974 года.

 

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.