War Thunder background
Операция «Наказание»
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Обои на рабочий стол: 1920x1080, 1280x1024  


С 18:00 МСК 15 мая до 10:00 МСК 18 мая

Примите участие в операции “Наказание” - массированный ночной налёт

бомбардировочной авиации RAF на промышленные районы Рура


Операция «Наказание» доступна в режиме авиационных реалистичных боёв во вкладке "События и Турниры" в разделе "Исторические события"


Операция «Наказание» (Chastise), проведенная королевскими военно-воздушными силами Великобритании (RAF) в ночь с 16 на 17 мая 1943 года, вошла в историю Второй мировой войны, как уникальнейшая операция, осуществленная англичанами. В эту ночь 19 бомбардировщиков Lancaster B Mk.III, оснащенные специальными пятитонными бомбами, названными в разных источниках Upkeep или Dam Buster, нанесли удар по четырем плотинам на озёрах Мён, Эдер и Зорпе.

Барнс Уоллес

Еще в самом начале войны английский инженер Б. Уоллес выдвинул идею, что экономический потенциал гитлеровской Германии можно подорвать, разрушив цепь гидросооружений в Рурском промышленном районе. Электростанции, оставшись без воды в водохранилищах, не смогут вырабатывать электроэнергию, которая необходима для предприятий, составлявших ядро немецкой экономической мощи. Разрушив дамбы и плотины, Великобритания нанесла бы таким образом сокрушительный удар по III Рейху.

Однако колоссальный успех операции требовал и колоссальных затрат. Для того, чтобы нанести разрушительный удар, требовалось около 30 т взрывчатки. Ни один боевой самолет на тот момент не мог поднять бомбу такого веса в воздух. Массированный налет был также малоэффективен.

Б. Уоллес предложил вариант, предусматривающий подрыв 5 т тротила в непосредственной близости от тела самой плотины, находящейся под огромным напряжением давящей на нее воды. Отработав последовательность действий на макете одной из «рурских» плотин, Б. Уоллес продемонстрировал задумку представителям ВВС.

Одна из «прыгающих бомб», применявшихся в рейде

Пятитонная бочкообразная бомба раскручивалась против движения бомбардировщика до 500 об/минуту и сбрасывалась с высоты 20 м за 400 м до цели. Приводнившись бомба начинала подпрыгивать над водной поверхностью до момента соприкосновения с плотиной. После того, как снаряд начинал тонуть, на глубине 10 м происходил подрыв.

Тем не менее, политическое и военное руководство Британской Империи не спешило дать ход операции. Лишь к началу 1943 года плану по уничтожению плотин Рура был дан зеленый свет.

Модернизированный вариант бомбы Upkeep массой 4200 кг, из которых на взрывчатку приходилось почти 3 т, представлял собой цилиндр диаметром 1,24 м и длиной 1524 мм. Снижение массы взрывчатого вещества было компенсировано использованием более мощной «начинки» – RDX. Расчеты показали, что два попадания должны гарантированно уничтожить плотину.

Незаурядность идеи требовала и наличия высококлассных исполнителей. Для этого из числа летчиков Бомбардировочного командования Королевских ВВС были отобраны лучшие из лучших, вошедшие в состав специально сформированной для выполнения этой задачи 617-й эскадрильи RAF. Оборудовав Lancaster B Mk.III специальным устройством для раскручивания цилиндрической бомбы на финальном участке полета, летчики приступили к тренировкам, которые показали, что сброс снаряда необходимо осуществлять на скорости 345 км/ч. Высота при этом не должна превышать 18,5 м, а расстояние до цели – 390,125 метров. Любопытно, что этот путь Lancaster B Mk.III проскакивал всего лишь за 4 секунды. После сброса бомба совершала несколько подскоков и ударялась о плотину, скатывалась по ее поверхности и взрывалась. От пилотов требовалось неимоверное мастерство.


Используя прожекторы для регулировки высоты, «Ланкастер» сбрасывает бомбу, которая успешно преодолевает защитные противоторпедные сети. После удара о стенку плотины, бомба опускалась к её основанию и взрывалась.


Налет, спланированный лично Г. Гибсоном, был разбит на три волны. Полковник Гибсон вел первую девятку на южные гидросооружения. Его заместитель Манро возглавлял пятерку, атакующую северные объекты. Пять бомбардировщиков запаса должны были взлететь с опозданием на два часа. В их задачу входило в случае неудачи основных сил нанести повторные удары в Мёне, Эдере и Зорпе. Если же у взлетевших ранее экипажей все пройдет благополучно – сбросить заряды на небольшие плотины в Швельте, Эннерпе и Димле.

Датой начала операции был выбран день 16 мая 1943 года, так как именно в этот период все водохранилища были заполнены до краев после весеннего таяния снегов, а также было полнолуние, призванное облегчить выполнение задачи. Для удержания оптимальной высоты сброса бомб Upkeep бомбардировщики оснастили двумя прожекторами, лучи которых сходились на необходимой высоте.

Разрушенная английскими лётчиками плотина на озере Мён

 

Lancaster B Mk.III первой и второй волны начали взлет с авиабазы Скэмптон 16 мая 1943 года в 20 часов 30 минут. Машинам первой волны в качестве основной цели была выделена дамба Мёне. Запасной целью была выбрана дамба Эдер. Пяти бомбардировщикам второй волны основной целью была обозначена дамба Зорпе, запасной – Энерпе. Пять самолетов третьей волны, составлявших подвижный резерв, должны были осуществить атаку по любой из целей, указанных командиром. В случае удачного стечения обстоятельств они были обязаны атаковать дамбу Листер, ставшую для них запасной целью.

Уничтожив плотины Мёне и Эдер, потеряв 8 бомбардировщиков из 19, британцы посчитали наиболее важным результатом отвлечение 20000 человек со строительства оборонительных рубежей «атлантического вала».

По свидетельствам же рейхсминистра военной промышленности и вооружений А. Шпеера, опубликованных в его воспоминаниях, «уже через несколько дней после этого налета семь тысяч рабочих, которых я приказал перебросить со строительства Атлантического вала в район Мёне и Эдера, энергично ремонтировали плотины. 23 сентября 1943 года перед самым началом дождей брешь в плотине Мёне была заделана. Таким образом, удалось собрать осадки, выпавшие в конце осени и зимой 1943 года, на нужды следующего лета».

Эмблема 617-й эскадрильи

Однако из немецких же документов стало известно, что вырвавшиеся из водохранилищ воды уничтожили «…125 разных предприятий, 25 мостов, залили 8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, погибло 6,5 тыс. голов скота». Помимо этого, под напором воды были повреждены аэродромы и находившиеся на них самолёты и ангары, несколько электростанций, которые оставили без электроэнергии жилые дома и заводы. Утонуло 1294 военнопленных, а также 700 угнанных в Германию на принудительные работы украинских женщин.

Выжившие после атаки пилоты были награждены орденами. Полковник Г. Гибсон стал кавалером «Креста Виктории».

27 мая 1943 года король Георг VI прибыл в 617-ю эскадрилью, где учредил ее эмблему: разрушенная плотина с хлещущей из неё водой с находящимся внизу девизом «После нас хоть потоп!».

Автор текста: Вадим Матвеев

Читайте также:
Получите Boxer MGS в событии «Мобильный снайпер»!
Турнир Air Superiority возвращается — открыта регистрация на отборочные матчи!
  • 24 сентября 2024
Добро пожаловать в СНГ-регион War Thunder
  • 1 июля 2024
Полигон: Японский разведчик. Летающий скат. Все ракеты Maverick
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности