
- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Обои на рабочий стол: 1280x1024|1920x1080
|
Капитан Н. И. Горбунов в кабине Ла-5Ф эскадрильи "Григорий Котовский" |
||
|
«Балладу о погибшем летчике», строки из которой вы прочитали, В. Высоцкий посвятил летчику-истребителю, дважды Герою Советского Союза – Николаю Скоморохову и его другу, тезке, Николаю Горбунову, погибшему в небе Будапешта.
Николай Михайлович Скоморохов родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть Саратовской губернии.
В 1930 году Скоморохов переехал в город Астрахань, где закончил семилетку. С 1937 года работал на судоремонтном заводе им. III Интернационала, параллельно закончив фабрично-заводское училище при предприятии. В 1939 году Николай Михайлович стал курсантом астраханского аэроклуба и студентом библиотечного техникума, которые успешно закончил.
В 1940 году Скоморохов добровольно записывается в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1941 году он становится курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова, которая после начала войны, с октября 1941 года, действовала в эвакуации на территории Азербайджанской ССР. Авиашколу Николай Михайлович закончил в марте 1942 года, но на фронт был откомандирован лишь в октябре.
В действующей армии старший сержант Н.М. Скоморохов был назначен на должность старшего пилота 164-го ИАП 295-й истребительной авиационной дивизии, базировавшейся в этот период на аэродроме города Адлер. А уже в январе 1943 года на самолете ЛаГГ-3 им была одержана первая победа. Вот как об этом вспоминал сам Николай Михайлович: «Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?
Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая «рама». Мы знали: если сразу ее не сразишь – потом с ней трудно управиться.
![]() |
Николай Скоморохов в кабине своего "Лавочкина" |
Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле – пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю «раму» из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От «рамы» что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.
Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на «раму» и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.
Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.
А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба.
А на земле он сказал Микитченко:
- Скоморохов уже сам может учить других воевать...»
Николай Михайлович попал на фронт в самый «горячий» период: разворачивались кровопролитные бои над Кубанью, затем на Курской дуге и над Украиной. И с каждым днем росло мастерство боевого летчика. Во многом это было заслугой его командира – майора Микитченко. Каждый раз он доходчиво анализировал воздушные бои, обучал тактическим приемам, что, в купе с постоянным совершенствованием летного мастерства, в скором времени сделало из Скоморохова сильного пилота, способного и в одиночку противостоять нескольким противникам. Так, после очередного боевого вылета, в его личном деле появляется следующая запись: «4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.
![]() |
Николай Скоморохов у своего самолета, 1943г. |
Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой. В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча».
В том же декабре 1943 года Николай Михайлович был переведен в 31-й ИАП на должность командира звена. В составе этого подразделения капитан Скоморохов в скором времени становится командиром эскадрильи. Растет и число его побед: к концу 1944 года на счету комэска 25 личных и 8 групповых побед. За проявленный героизм Указом от 23 февраля 1945 года капитан Н.М. Скоморохов удостоен звания Героя Советского Союза.
Получив заслуженную награду, Николай Михайлович с удвоенной силой продолжает сражаться с врагом. Уже к марту 1945 года на счету пилота 35 личных побед. Но в тяжелых боях и наши летчики несли невосполнимые потери. Погибает Николай Горбунов, смерть которого тяжело переживал Скоморохов. Незадолго до конца Великой Отечественной войны погибает ведомый капитана – младший лейтенант И. Филлипов. А ведь кажется совсем недавно, получив первые Ла-7, он вместе со своим ведомым атаковал три группы FW-190, сбив пять из них…
![]() |
Дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов вернулся домой, лето 1945г. |
Окончание войны Николай Михайлович встретил, сбив 46 самолетов противника лично и 8 – в группе, проведя около 130 воздушных боев и выполнив 605 боевых вылетов. Указом от 18 августа 1945 года майор Н.М. Скоморохов был награжден второй медалью Героя Советского Союза.
Послевоенная жизнь Николая Михайловича Скоморохова была полностью посвящена авиации и трагически оборвалась 14 октября 1994 года.
Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Его имя увековечено во многих городах и селах России. В частности, в астраханском музее Боевой славы висит генеральский китель прославленного летчика. Его именем названа школа №53 в микрорайоне завода имени III-го Интернационала города Астрахани.
А тех, кто сбил его друга Николая Горбунова, двух экспертов из «бриллиантовой эскадры», Скоморохов нашел. Нашел и сбил обоих.