War Thunder background
93 года со дня рождения Ивана Кожедуба
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

8 июня 1920 года родился Кожедуб Иван Никитич – лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации.


Акция:

с 20:00 МСК 8 июня до 10:00 МСК 9 июня

скидка 30% на покупку, ремонт и модификации

Ла-5ФН, Ла-7, МиГ-15


Иван Никитич Кожедуб родился в селе Ображеевка ныне Шосткинского района Сумской области Украины, в семье крестьянина. Уже в 1939-ом году в аэроклубе он освоил У-2. В 1940 году призван в ряды Советской Армии. Через год Иван Никитич проходит обучение в Чугуевской военной авиационной школе, где летает на Ут-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора.

В 1941 году с началом войны, вместе с персоналом школы, эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию. Только в Ноябре 1942-го он получает направление на Степной фронт в 240-й ИАП, которым командовал участник войны в Испании Майор Игнатий Солдатенко. Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны. В Апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился ).

Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего - тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звезды на незнакомых машинах - это были "Мустанги". Однако все обошлось и Кожедуб, благодаря командиру полка Павлу Чупикову, не пострадал. Этот бой был не единственным между советскими и американскими летчиками...

Полковник Иван Никитович Кожедуб принимал участие в Корейской войне, будучи командиром 324 истребительной авиационной дивизии 64 истребительного авиационного корпуса ПВО СССР. Сам Кожедуб на боевые задания не летал — решением И.В.Сталина ему строго-настрого запрещалось принимать участие в боях с противником. Он осуществлял оперативное руководство воздушными боями с командного пункта дивизии. Однако, по воспоминаниям авиатехника из состава 196-го ИАП, Пятова Ивана Анисимовича, которому довелось служить техником в звене управления 324-й ИАД на аэродроме Аньдун и обслуживать самолёт самого Кожедуба — командир дивизии всё же совершил один боевой вылет в небо Кореи, причём вылет ночной. Комдива достал американский самолёт-разведчик, который почти каждую ночь прилетал в район Аньдуна и кружил над аэродромом. Кожедуб решил проучить этого американца и в одну из ночей вылетел на МиГ-15 ночью на его перехват. Учитывая слабые возможности наших средств ПВО ночью, а также отсутствия на борту МиГ-15 радиолокационного прицела, без которого ночью самолёт врага было, почти, невозможно обнаружить, Кожедубу не удалось перехватить и сбить этого разведчика. Средства РТС противника расположенные на его кораблях в Желтом море, засекли вылет с аэродрома Аньдун истребителя противника и предупредили об этом экипаж самолёта-разведчика, и тот благоразумно покинул район Аньдуня. После этого, самолёты-разведчики уже не решались ночью приближаться к Аньдуну. — Так что на счету Ивана Никитовича, есть один ночной, боевой вылет! Кроме этого, он регулярно летал на МиГ-15 для поддержания лётных навыков над Аньдунем, либо летал иногда на Як-11 в Мукден по делам.

 

    

Иван Никитич Кожедуб умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.

Читайте также:
Запланированные технические работы 22.04.25
  • 21 апреля 2025
Солдатский ранец
  • 10 апреля 2025
Видео дайджест 21.04.25
  • 21 апреля 2025
Встречайте 19 сезон Боевого пропуска «Первый образец» и его магазин военных облигаций!
  • 21 апреля 2025
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности