War Thunder background
День рождения Колдунова А.И.
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

20 сентября 1923 года родился Колдунов Александр Иванович - самый результативный ас из числа воевавших на истребителях «Як».


Маршал Александр Иванович Колдунов - легендарная личность. Он - дважды Герой Советского Союза, один из самых результативных советских летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. На его боевом счету 47 немецких самолетов, причем первый он сбил в небе Украины, а последний - в предместьях Вены. «Колдуном» и «хозяином неба» звали его боевые товарищи. Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих - «Ахтунг, ахтунг, Колдун!». В честь дня рождения великого лётчика предлагаем нашим игрокам с 22:00 20 сентября до 22:00 22 сентября (по МСК) принять участие в 

Специальной акции:

Скидка на покупку и модификации:

70% Як-7Б
50% Як-1Б
30% Як-9Т, Як-9К
20% Як-9П, Як-3, Як-15, Як-15П и Як-17

Скидка 25% на перевод опыта всех наций


Историческая справка:

Родился Александр Иванович Колдунов 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области. С раннего детства мечтал быть летчиком, причем обязательно истребителем. Окончив среднюю школу, он поступил в Реутовский аэроклуб, который успешно окончил. Аэроклуб был прекрасной школой. Недаром из его стен вышло немало отличных летчиков, в частности, еще один знаменитый истребитель, Герой Советского Союза Василий Барсуков. Колдунов изо всех сил стремился попасть в военное авиационное училище, хотя был еще очень молод. Вполне естественно, что ему отказали. Тогда он пошел к военкому. Тот лишь руками развел: «Ничем не могу помочь». Но настойчивый парень не успокоился и написал письмо наркому обороны К.Е. Ворошилову, и тот разрешил Колдунову поступить в 1941 году в знаменитое Качинское военное авиационное училище.

После успешного окончания курса летной подготовки весной 1943 года младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду, которая располагалась в Саратове. Но служба в тылу была не для Колдунова. Он решил во что бы то ни стало попасть на фронт. А как? Оказалось, очень просто. Сложив вещи, он сел в транспортный самолет Ли-2, летевший на фронт. Александр самовольно «пристроился» к летчикам 866-го истребительного авиаполка. Отлично понимая молодого пилота, командир дивизии Б.А. Смирнов, сам боевой истребитель, разрешил ему остаться в части, тем более что, несмотря на свою неопытность, Колдунов хорошо пилотировал самолет, отличался дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелостью. Так Колдунов, практически по собственной инициативе, оказался на передовой. В мае 1943 года он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своем третьем бою первую победу, сбив над рекой Северный Донец пикировщик Ю-87. Но и его самолет при этом получил 16 пробоин.

Когда личный счет Колдунова вырос до пяти сбитых самолетов, его назначили командиром звена. А вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. Однажды шестерка Яков, возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Неожиданно в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Bf-109 и первой же очередью сбил его. Но в это время два самолета противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашел в хвост ближайшему «мессеру» и тоже его сбил. После этого противник оставил поле боя. Но вскоре в небе появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджег ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. За один боевой вылет Колдунов одержал сразу три победы и довел свой личный счет до десяти сбитых самолетов противника! Это было настоящим триумфом 20-летнего летчика. Осенью 1943 года он стал уже командиром эскадрильи, в двадцать-то лет!

За счет чего же он так быстро смог адаптироваться в боевых условиях? Только за счет своего трудолюбия. В свободное от полетов время он тренировался на земле, у стендов с макетами самолетов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. Результат не заставил себя ждать. Наряду с Покрышкиным и Кожедубом Колдунов стал гордостью советской истребительной авиации. Достаточно сказать, что он был самым результативным пилотом, летавшим на Яках.

Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конно-механизированной группе генерал-лейтенанта Плиева, глубоко прорвавшейся в тыл противника.

Над линией фронта группа советских самолетов встретилась с 18-ю пикировщиками Ю-87. Они летели бомбить наши войска. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, четыре Яка просто разгромили противника. Они сбили пять «юнкерсов», два из которых были на счету Колдунова. Но и его самолет в том бою получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже выяснилось, что Александр Колдунов попросту подставился под очереди немецких самолетов, прикрыв собой тяжелые транспортные самолеты, которые он сопровождал. А инженеры и техники потом удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете? Боевые товарищи стали называть его «хозяином неба» или «Колдуном». А немецкие радионаводчики тоже частенько предупреждали своих позывными: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!» Колдунов создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не мог выбраться.

Не всем летчикам выпадала честь летать на «именных» самолетах. А Колдунову повезло. В начале августа 1944 года над селом Граденицы в Одесской области его шестерка уничтожила два вражеских самолета. Увидев этот показательный бой своими глазами, местный колхозник Герасим Богаченко пожелал купить на свои деньги новейший самолет-истребитель и вручить его командиру той отважной группы. Осенью 1944 года Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3. На этой машине он участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

Всего за два года своей боевой практики майор Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых уничтожил лично 46 самолетов противника. Это восьмой результат среди советских летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. 23 февраля 1948 года Колдунов второй раз получил звание Героя Советского Союза.

За годы войны и дальнейшей службы Колдунов был награжден тремя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами.

Читайте также:
Солдатский ранец
  • 10 апреля 2025
Видео дайджест 21.04.25
  • 21 апреля 2025
Встречайте 19 сезон Боевого пропуска «Первый образец» и его магазин военных облигаций!
  • 21 апреля 2025
Со Светлой Пасхой!
  • 18 апреля 2025
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности