War Thunder background
Неистребимый истребитель
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.


Василий Антонович Мациевич родился в украинском селе Песчаный Брод 13 апреля 1913 года. О карьере лётчика не думал: его манило море. В 1932 году он поступил в морской техникум Совторгфлота, но отучился там всего год: в 1933 его призвали в армию. Комиссия отправила молодого человека в ВВС.

Когда началась Великая Отечественная Война, Василий Антонович был уже опытным лётчиком. За восемь лет, проведённых в рядах Красной Армии, он успел закончить лётную школу и курсы усовершенствования командного состава, принять участие в Польском походе и Советско-финской войне, удостоиться Ордена Красного Знамени.

Осенью 1941 года 7-й истребительный авиакорпус ПВО СССР оборонял блокадный Ленинград от нацистских бомбардировщиков. Силы врага значительно превосходили советские, и лётчикам приходилось подниматься в небо по 6-8, а то и 10 раз в сутки. Чтобы немного облегчить нагрузку на пилотов, командование приняло решение выделить один полк специально для ночной работы. Выбор пал на 26-й полк, где старший лейтенант Василий Мациевич командовал эскадрильей.

Они поднимались в небо с наступлением сумерек. Когда не было бомбардировщиков, врага изматывали ночными налётами, обнаруживали батареи по вспышкам выстрелов, а автоколонны — по отблескам фар. В тяжёлых ночных боях с превосходящими силами асам не раз приходилось ломать представления о возможном. После одного из боёв в 1941 году однополчане спрашивали: «Как же это вы, товарищ командир, решились парой атаковать десятерых?». Тот отвечал: «А я, признаться, не думал: решаться мне на это или не решаться. Надо было».

Мациевич и его И-16

4 апреля 1942 года Мациевич с четырьмя ведомыми перехватил над Финским заливом большую группу бомбардировщиков. Это был тяжёлый день: «Мессершмитты» господствовали в воздухе, блокируя аэродромы, и в воздух удалось подняться лишь небольшой части советских истребителей. И-16 Мациевича получил тяжёлые повреждения, лишился фонаря, мотор заглох, но пилот сумел посадить машину на плавающую льдину, которую позже удалось подогнать к берегу. Когда ремонт заканчивался, Василий Антонович попросил техников поярче нарисовать бортовой номер: пусть враг запомнит «ишачок» номер четырнадцать — «неистребимый истребитель», как называл его сам пилот!

К июню 1942 года он совершил 196 боевых вылетов (из них 58 ночью), уничтожил 16 самолётов противника в одиночку и ещё 6 — в составе группы. 14 февраля 1943 года капитан Василий Мациевич был удостоен звания Героя Советского Союза за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».

После Победы Мациевич продолжил службу в ВВС, но сражаться в воздухе ему больше не пришлось. В 1956 он окончил Военную академию Генштаба, а в 1964 году в звании полковника ушёл в запас. 10 сентября 1981 года Василий Антонович скончался. Он был похоронен в Ленинграде, где жил и работал в послевоенные годы, на Ново-Волковском кладбище.

Автор - Арсений Крымов
Читайте также:
Встречайте обновление «Жар-птицы»!
  • 19 ноября 2024
Летающая «Зажигалка»
  • 24 ноября 2024
КВ-7 — Тройной удар
  • 23 ноября 2024
Thunder Show: ШТУРМОВАЯ ГЕОМЕТРИЯ
  • 22 ноября 2024
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности