ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
9 июня 2014

Дни рождения И.Н.Кожедуба и Н.Н.Поликарпова

Камуфляж Трижды Героя СССР Ивана Кожедуба. Весна 1945. Автор FireW4lker. Скачать live.warthunder.com


C 19:00 мск 9 июня до 19:00 мск 10 июня

Скидка 20% на покупку И-185 (М71), Ла-7, Ла-7Б20 и Ла-9


8 июня 1920 года – официальная дата рождения Кожедуба Ивана Никитовича

«Отношение Кожедуба к машине приобретало черты религии – 
той ее формы, что носит название аниматизма: 
«Мотор работает четко. 
Самолет послушен каждому моему движению. 
Я не один – со мной боевой друг»

Из воспоминаний друга Кожедуба 
дважды Героя Советского Союза Евстигнеева К.А.

Наверное, нет человека, который не знал бы и не слышал о лучшем советском летчике-истребителе Великой Отечественной войны, трижды Герое Советского Союза, маршале авиации Кожедубе Иване Никитовиче. 
Легендарный летчик, прекрасный командир, друг и человек - таким он остался в памяти людей, с которыми его сводила судьба. 
Целеустремленности и трудолюбию пятого ребенка в бедной крестьянской семье, родившегося в годы голода и разрухи Гражданской войны, научила сама жизнь. 
Но то, что Иван Никитович рано начал работать, не мешало ему так же относиться и к учебе. У него всегда находилось время на собственное развитие и совершенствование навыков в работе. Чтобы после школы-семилетки поступить в Шосткинский химико-технологический техникум, Ивану пришлось «состариться» на два года, ведь его настоящий день рождения - 6 июля 1922 года. 
В 1938 году по всей стране прокатился лозунг «Комсомольцы, на самолет!».

И без того неравнодушный к небу молодой человек сразу же откликнулся на этот призыв и поступил в местный аэроклуб, а в 1939 году впервые самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете. 
В 1940 г., когда ему было на самом деле всего 18 лет, поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков, после окончания которого за отличные успехи в 1941 г. сержант И. Кожедуб был оставлен инструктором. 
Начало войны… Как и многие его товарищи, Иван Никитович начал активно «выбивать» у руководства направление на фронт. Но, тем не менее, никогда не забрасывал и учебные полеты, тренируясь изо всех сил тому, что должно было пригодиться в любой момент. Тому, чему он посвятил всю свою жизнь – боевой авиации. 
Вспоминая то время, Кожедуб рассказывал: «Было бы можно, так кажется, и не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур высшего пилотажа доставляли мне ни с чем несравнимую радость».

На фронт вырваться Ивану Никитовичу удалось только в марте 1943 года. Не все сразу пошло гладко. Летное мастерство не компенсировало нехватку боевого опыта, что и показали первые бои. Отдельную благодарность Иван Никитович высказывал своему другу, также трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации Александру Ивановичу Покрышкину: 
«Мне ведь сначала не везло в моем любимом деле – в авиации, – признался Иван Никитович. – Все я делал с размаху, рывком, надеясь больше всего на свою силу. Но именно пример Александра Ивановича убедил меня: авиация (хоть без отваги там ни дня не обойтись) - штука очень точная! Каждый подвиг летчика-аса – это не только отчаянная храбрость, но вместе с тем и очень точный расчет, построенный на безукоризненном знании техники. Вот тогда риск оправдан. И меняет порой – по воле одного лишь человека! – результаты крупного воздушного боя, придавая ему совершенно неожиданный для противника поворот». 
Первый же свой самолет И.Кожедуб сбил на Курской дуге, а уже к октябрю 1943 года его послужной список включал 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. Как один из самых опытных и результативных летчиков, Кожедуб был назначен командиром эскадрильи.

По словам однополчан, Кожедуб никогда не записывал в счет своих побед самолеты противника, падения или взрыва которых не видел лично. И когда его всей эскадрильей убеждали что с такими повреждениями самолет уже не сможет лететь, упрямо отвечал: «А вдруг до своих дотянуть сможет?». 
Никогда И.Кожедуб не заносил на свой счет и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками. 
За годы войны Иван Никитович совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 62 самолета противника. Все это время ни разу не был сбит, хотя его самолёт несколько раз получал повреждения, горел, но ни одной из шести «Лавочек», на которых ему довелось летать, он не покинул бой. 
На своем последнем боевом истребителе Ла-7 И.Кожедуб успел одержать 17 воздушных побед, одной из которых стал реактивный истребитель Ме.262. 
После войны Иван Никитович остался на службе в ВВС. 
В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. А в 1950 - 1953 гг. командовал 326-й ИАД в Корее. И хоть имел жесткий запрет командования на личное участие в боевых вылетах, смог передать бесценный опыт подчиненным. Во много благодаря этому потери дивизии составили 52 самолета и 10 летчиков против 215 воздушных побед.

Сам Кожедуб не прекращал летать вплоть до 1970 года. Поднимал в воздух многие реактивные машины до новейшего на то время МиГ-23 включительно. Примечательный случай произошел в 1966 году, когда во время полета на малых высотах столкнулся с птичьей стаей и в воздухозаборник его МиГ-21 попала птица. Только высокий класс профессионализма летчика помог посадить поврежденную машину. 
В отставку легендарный летчик вышел в 1985 году. Писал интереснейшие книги о героизме советских летчиков, о любви к Родине. 
8 августа 1991 года автор книг "Праздник победы", "Служу Родине" и "Верность Отчизне" умер у себя на даче от сердечного приступа, не дожив двух недель до развала страны, которую любил и которой посвятил свою жизнь… 
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 



Поликарпов Николай Николаевич "Король истребителей"

Трудно найти другого авиаконструктора, которого судьба всю жизнь проверяла на прочность, и, не размениваясь, преподносила серьезнейшие испытания «букетами». И настолько же трудно найти человека, который так стойко бы вынес все: и известность, и проклятия, и высокие оценки, и страшные обвинения, и тюрьму, и приближенность к власти. При этом ни разу не изменив себе, но не выдержав только одного - ненужности. 


Именно так можно охарактеризовать жизнь Николая Николаевича Поликарпова. 

Он родился в селе Георгиевское Орловской губернии 9 июня 1892 года (28 мая по старому стилю) в семье священника. По воле родителей и при их имеющихся небогатых возможностях после окончания начальной школы поступил в Орловскую семинарию. Но бунтарский дух юноши сразу дал понять - карьера священнослужителя не для него.

Точные науки и техника, находящаяся в эти времена на очередном этапе бурного развития, всегда нравились Николаю. С 1910 года будущий авиаконструктор начинает работать на Русско-Балтийском заводе, где строили самолеты «Илья Муромец». А в 1911 году Поликарпов поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. Ну и, само собой, сразу же записался на курсы авиации, открытые при институте. Он начал усиленно изучать аэродинамику на кораблестроительном факультете вышеозначенного учебного заведения. 
В 1916 году получивший диплом инженера Поликарпов был переведен на работу в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода, где работал под руководством автора первого в мире четырехмоторного самолета И.И. Сикорского. Зная потенциал молодого конструктора, после революции Сикорский настоятельно уговаривал его эмигрировать на Запад, но Поликарпов решительно отказался. 
С марта 1918 г. по октябрь 1929 г. под руководством Поликарпова было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолетов, включая знаменитый, ставший легендой и верно прослуживший людям почти 30 лет У-2 (получивший имя По-2 в 1944 году, после смерти авиаконструктора).

И вот тут жизнь Николая Николаевича начинает преподносить сюрпризы. 

В 1929 год по стране прокатилась волна арестов «врагов народа». Кажется, нелепость, но в число «врагов» попал и Поликарпов, которому вменялось в вину то, что он является сыном священника, а потому не способен проникнуться марксистско-ленинской идеологией и уверовать в светлые идеалы коммунизма. 
Но дабы не терять автора довольно успешных воздушных машин, в декабре 1929 года в печально известной «Бутырке» Поликарпову разрешили организовать свое КБ. 
Вместе с ним стали работать Д.П. Григорович, И.М. Косткин, А.Д. Надашкевич, Е.И. Майоров. Выполнение разработок КБ обеспечивал завод № 39. 
Компания заключенных разработала очень удачный истребитель, принятый на вооружение ВВС Красной Армии под обозначением И-5. А 18 марта 1931 года Поликарпову было назначено десять лет заключения, что, конечно же, не смертный приговор... 
Высокая оценка летчика-испытателя Валерия Чкалова, имевшего статус приближенного, при показе в июне того же года возможностей истребителя И-5 руководству страны в конечном итоге дала свободу Поликарпову. Валерий и Николай становятся друзьями. 


Именно в тридцатые годы Николай Николаевич был негласно коронован титулом «Король истребителей». В это время появляются прекрасные машины – И 15, И-16, И-153 во множестве модификаций.

И всегда Чкалов предпочитал летать именно на самолетах Поликарпова, что впоследствии сыграло очередную злую шутку – ведь и погиб Валерий Павлович, испытывая машину, созданную другом... И уже не имел значения тот восторг, с которым Чкалов характеризовал детище Поликарпова в первых полетах. И не имело значения состояние самого Поликарпова, который потерял друга. Решение высшего руководства страны и «прошлое врага народа» в очередной раз отыгрались на авиаконструкторе. Он снова оказался в опале, а новая машина И-185, которую летчики, испытавшие во фронтовых испытаниях, боготворили, умоляли письмами Верховному командованию поставить в серию и дать фронту, была предана забвению…

Что интересно, за разработку И-185 Поликарпов был удостоен Сталинской премии I степени и… посчитал это насмешкой, подачкой… 
Невзирая на все удары судьбы, Поликарпов продолжал трудиться. Проектировал управляемое ракетное оружие, высотные истребители, десантные планеры. 
Но постоянные жизненные трагедии слишком сильно подкосили здоровье конструктора. Он скончался 30 июля 1944 года в возрасте всего 52 лет… 
Реабилитирован же выдающийся конструктор был только 1 сентября 1956 г…

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.