War Thunder background
День рождения П.О. Сухого
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.


22 июля (10-го по старому стилю) 1895 года в селе Глубоком Виленской губернии в семье сельского учителя родился гениальный авиаконструктор Павел Осипович Сухой.

Семья была бедной, но родители старались всегда окружить всех шестерых детей и заботой, и вниманием, и привить стремление к знаниям.

В 1900 году отца пригласили работать в Гомеле. Здесь Павел поступил в гимназию, учился в которой со всем старанием и не свойственным его ровесникам прилежанием. Особый интерес у Павла всегда вызывали точные науки: физика и математика.

Первое знакомство с авиацией стало и решающим на всю оставшуюся жизнь. В Гомель в рамках Всероссийского тура прибыл знаменитый авиатор Уточкин С.И. с демонстрационными полетами на аэроплане. «Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек (слово "летчик" было введено в русский язык позднее, с легкой руки известного писателя Александра Грина) летит над нами!», - так вспоминает свои первые впечатления будущий авиаконструктор.

Буквально сразу же по возвращении домой мальчик начинает мастерить свой первый самолет, который, конечно же, не полетел. Но первая неудача только подогрела интерес Павла.

В 1914 году юноша с серебряной медалью закончил Гомельскую мужскую гимназию (ныне Гомельский государственный технический университет имени авиаконструктора Павла Сухого (ГГТУ)) и поступил в Московский университет на физико-математический факультет.

Через некоторое время юноша перевелся в Московское императорское высшее техническое училище, чтобы больше узнать об авиации – ведь там читал лекции сам «отец русской авиации» профессор Н. Е. Жуковский! Занимаясь в кружке воздухоплавания, делал модели самолетов, учился анализировать их летные качества, конспектируя свои заметки для использования в разработке конструкции настоящего самолета в будущем.

В 1916 году Павел Осипович был мобилизован на военную службу в российскую армию и после учебы в школе прапорщиков отправлен на фронт в составе артиллерийского подразделения. Здесь он убедился, какое значение для военных действий имеет авиация. И задумался о том, чтобы построить самолет, способный противостоять современной технике противника.

На фронте П.Сухой провоевал вплоть до его развала после революции. Страну лихорадило. Вернувшись для дальнейшей учебы в Москву, узнал что училище закрыто. Оставалось вернуться только в отчий дом, где тоже было далеко не спокойно.

Так прошли два года на протяжении которых Павел Осипович, преподавал в школе. Но в 1921 году, только узнав о появившейся возможности, Сухой возвращается учиться в Москву. А в 1924 г., еще до окончания МВТУ, поступил чертежником в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Жуковского (ЦАГИ).

Из большого числа техников и чертежников П.Сухой был выделен А.Н.Туполевым, который стал руководителем его дипломного проекта: «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с.». Отличная оценка за защиту диплома стала первым шагом к рождению авиаконструктора: недавно назначенному молодому начальнику конструкторской бригады П.О.Сухому поручается проектирование цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую скорость и обладающего мощным пулеметным вооружением. Собранный самолет, названный И-4, успешно прошел летные испытания. Достигнутые характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших зарубежных истребителей.

В 30-е годы Сухой конструирует истребитель И-14. Создает рекордные самолеты РД (АНТ-25), на котором советские летчики совершили беспосадочные полеты в США, и «Родина» (АНТ-37), на котором советские летчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова установили в 1938 г. женский международный рекорд дальности полета. В 1937-1939 гг. П. О. Сухой участвовал в создании боевого многоцелевого самолета Су-2, выпущенного в количестве 893 машин и использовавшегося с первых дней Великой Отечественной войны. Одновременно КБ Павла Осиповича занимается разработкой и новых самолетов.

Немногие из заслуг Сухого оценила в те годы Родина. Но на фоне реалий того времени, и учитывая то, что он никогда не был членом коммунистической партии, а его последнее воинское звание – прапорщик царской армии, отсутствие фактов применения в отношении Павла Осиповича репрессий говорит уже о многом.

А настоящая слава пришла к Сухому с появлением реактивной авиации. В послевоенные годы именно его КБ одним из первых приступает к проектированию и созданию первых реактивных самолетов.

Пальма первенства в этом направлении была отдана тогда семействам самолетов «МиГ» и «Як», а сам Павел Осипович в 1949 году вернулся заместителем генерального директора в ОКБ Туполева.

Но в 1954 году возвращается на должность генерального директора завода №51 и под его руководством выпускаются прекрасные машины. Су-7, который стал одним из первых самолетов, скорость которого превысила 2М. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б, Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и, наконец, знаменитейшее семейство истребителей Су-27, получивших всемирное признание.

В обыденной жизни Павел Осипович был высокообразованным, интеллигентным и очень скромным человеком. Он не пил, не курил, никогда не употреблял «крепких» выражений, в отношениях с подчиненными был исключительно корректен. Сухой не любил, чтобы знаменательные даты, связанные с его рождением, носили помпезный характер. Да и поздравления по этому поводу он по устоявшейся традиции принимал 10 июля по старому стилю, т.е. именно в тот день, когда он родился. Обычно он старался в день своего рождения «улизнуть» из КБ и скромно отметить его в кругу своей семьи.

Дважды Герой Социалистического труда, кавалер трех орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почета и прочих государственных наград, он так и не был отмечен высокими званиями в научной среде. Как говорил авиаконструктор Антонов О.К.: "Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей авиации".

15 сентября 1975 года Павла Осиповича не стало. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Но оставил яркий след в жизни и сердце людей, которым посчастливилось быть с ним знакомыми.


22 июля в 19.00 (МСК) - Призовой фонд 10.000 

Стрим, посвященный советскому конструктору Павлу Осиповичу Сухому

Читайте также:
Событие «Борец за свободу»: получите истребитель F-5A(G)!
  • 31 января 2025
Смотрите сражения лучших команд в Thunder CUP 2025 и получайте Twitch Drops!
  • 30 января 2025
День основания государства в Японии: не пропустите декаль, скидки и редкую технику!
  • 11 февраля 2025
Видео дайджест 10.02.25
  • 10 февраля 2025
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности