ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
25 апреля 2015

Пилотажная группа «Красная пятерка»


Некоторые камуфляжи "красной пятерки" представлены в нашей игре


Ни одно значимое событие в мире авиации, а в некоторых случаях и в общественно-политической жизни страны не обходится в наши дни без участия пилотажных групп. В Российской Федерации лучшие летчики-пилотажники собраны в составе «Русских витязей», «Стрижей», «Беркутов», «Руси» и «Небесных рыцарей». Но не многие помнят, что первой пилотажной группой страны была так называемая (официального названия у группы не было) «Красная пятерка».

В статье С.В Иванова «И-16 – боевой «Ишак» сталинских соколов» сообщается, что группу начали формировать еще в ноябре 1934 года. Личный состав набирали из летчиков-испытателей НИИ ВВС. Ведущим первой пятерки был назначен В.А. Степанчонок. Отработку слетанности проводили первоначально на истребителях И-5, предварительно соединив их крылья стальными тросами. Это было весьма сложно и рискованно и даже однажды привело к катастрофе, в которой едва не погиб С.П. Супрун. После этого инцидента связывать самолеты между собой перестали, но полетов не прекратили.

И-16 тип 4

В марте 1935 года группа получила пять облегченных истребителей И-16 тип 4. Заказ на изготовление этой пятерки, требовавшейся к первомайской демонстрации 1935 года, передали на авиазавод № 39. Спустя короткое время, в январе 1935 года, временно исполняющим должность начальника Главного управления авиационной промышленности назначили директора этого завода – С.Л. Марголина, а заказ на постройку пяти И-16 получил неофициальное название «Сталинское задание». Все работы велись под пристальным наблюдением руководства и отличались особой тщательностью. Самолеты группы оснастили двигателями Wright SGR-1820-F-3 Cyclone мощностью 710 л.с. и полностью окрасили в ярко-красный цвет, за исключением капотов, которые по традиции завода №39 выкрасили в черный цвет. Командиром «Красной пятерки» назначили летчика-испытателя В.К. Коккинаки. В состав включили В.В. Шевченко, С.П. Супруна, В.Н. Евсеева и Э.И. Премана. Начальник ВВС РККА Я. Алкснис «горел» идеей провести на первомайском параде 1935 года пятерку И-16 над Красной площадью. Поэтому пилоты работали над слетанностью до изнеможения, используя каждое утро для тренировок самолеты ТБ-3, И-Z, У-2, а вечером – И-16.

В апреле 1935 года в серийное производство была запущена следующая модификация «ишачка» – тип 5. Этот вариант имел взлетную массу 1432 кг и развивал максимальную скорость в 456 км/ч на высоте 3000 м. Самолет конструктивно был близок третьему опытному варианту машины, оснащенному американским мотором Wright SGR-1820-F-3 Cyclone, а отличался лишь тем, что получил новую конструкцию капота двигателя, аэродинамическую компенсацию элеронов, полотняную обшивку рулей высоты и направления. На истребителе установили лицензионный М-25 мощностью 750 л.с.

Участники первой «Красной пятерки».
Слева направо: Владимир Коккинаки, Степан  Супрун, Владимир Евсеев, Владимир Шевченко. Пятый участник - Эдгард Преман - отсутствует.
18 августа 1935 г.

25 апреля 1935 года на московском заводе №39 был построен первый И-16 тип 5. Пять самолетов из этой серии были направленны в пилотажную группу В.К. Коккинаки и отличались тем, что на них не было установлено вооружение.

Первое публичное выступление «красной пятерки» состоялось 1 мая 1935 года над Красной площадью во время первомайского парада. В этот день пилоты группы пронеслись над головами зрителей на ярко-красных истребителях. И-16, зайдя на Красную площадь чуть ниже крыш зданий, всей пятеркой закрутили восходящую спираль. Итогом полетов стало то, что после приземления на аэродроме появился порученец от К.Е. Ворошилова, который привез летчикам петлицы с очередными званиями и денежную премию в размере 5000 рублей каждому. Позвонивший же Коккинаки Климент Ворошилов сказал следующее: «Товарищ Сталин восхищен мастерством летчиков и просит их еще разок пролететь над Москвой». Пришлось пилотам отложить праздничное застолье и сделать несколько пролетов над городом, покоряя москвичей своим пилотированием.

«Красная пятерка» стала участницей многочисленных праздников, проводимых в столице. Мало того, в каждом военном округе страны появились свои пилотажные группы, в которые отбирались лучшие из лучших.

Красная пятерка в воздухе

Посетивший Советский Союз в мае 1935 года с официальным визитом французский министр иностранных дел П. Лаваль был покорен полетом «Красной пятерки». Вернувшись во Францию, он инициировал создание подобного подразделения и во французских ВВС.

Все летчики «Красной пятерки» впоследствии были награждены орденами Ленина и премированы персональными автомобилями ГАЗ М-1.

Однако, помимо наград, эта тяжелая работа часто оборачивалась тяжестью утрат: 11 августа 1937 года во время тренировочного полета два И-16 столкнулись в воздухе. Погиб летчик В.Н. Евсеев.

Тем не менее, трагедия не стала поводом для прекращения полетов, и «Красная пятерка» продолжала свои выступления вплоть до 7 ноября 1940 года.

Автор текста - Матвеев Вадим

 
Обсудить на Форуме

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.