ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
22 октября 2014

День основания ОКБ Андрея Николаевича Туполева

С 19:00 МСК 22 октября до 19:00 МСК 23 октября

скидка 25% на покупку Ту-2С и Ту-2

ОКБ Андрея Николаевича Туполева, получившее его имя после смерти Генерального конструктора, основанное 22 октября 1922 года, создавало самолеты, оставившие яркий след в истории авиации Советского Союза и России. До сегодняшнего дня основу стратегической авиации Российской Федерации составляют бомбардировщики, появившиеся на свет в стенах этого конструкторского бюро: Ту-22М, Ту-95 и Ту-160. Более сотни летательных аппаратов было создано при жизни А.Н. Туполева; больше половины из них пошли в серийное производство, перевозили граждан в различные точки мира, защищали просторы нашей Родины.

 

История ОКБ им. А.Н. Туполева неразрывно связана с историей страны. День рождения КБ тесно переплетен с задачей организации производства в СССР алюминиевых полуфабрикатов для авиастроения. 22 октября 1922 года в ЦАГИ была организована Комиссия по металлическому самолётостроению. Уже в 1923 году на базе Кольчугинского завода по обработке цветных металлов был получен отечественный сплав – кольчугалюминий, – пригодный для конструирования самолетов. Именно «туполевцы» создали первый отечественный цельнометаллический самолет – АНТ-2 (Андрей Николаевич Туполев – 2).

 

ТБ-3 (АНТ-6)

Набиравшее силу конструкторское бюро создавало самолеты, опережавшие лучшие мировые образцы по многочисленным показателям. Достаточно вспомнить армады тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, недосягаемых для своего времени по массе бомбовой нагрузки и по количеству оборонительного вооружения. Именно создание тяжелых многомоторных самолетов надолго стало визитной карточкой ОКБ им. А.Н. Туполева. Рекордные перелеты самолетов АНТ-25 и АНТ-36 прославили не только имена В. Чкалова, М. Громова, В. Гризодубовой и др., но и создали имидж СССР как страны, способной решать самые сложные технические задачи.

 

Не обошли стороной туполевское КБ и годы репрессий. Тем не менее, ЦКБ-29 сумело в непростых условиях разработать машины, ставшие залогом победы в Великой Отечественной войне и, что наиболее ценно, сохранило немало жизней, сыгравших впоследствии значительную роль в авиакосмической промышленности страны. В целом ОКБ им. А.Н. Туполева в довоенный период охватывало все сферы авиастроения и разрабатывало самолеты различного назначения: бомбардировщики, гидросамолеты, пассажирские и транспортные машины. Не осталось оно в стороне и при разработке «ядерного щита» СССР. В кратчайшие сроки был поставлен на крыло аналог американского бомбардировщика B-29 – Ту-4, ставший носителем отечественной атомной бомбы.

 

Ту-4

Несомненной находкой, сокращающей расходы страны на конструирование и освоение в серии машин разного класса, стало создание пассажирских самолетов на базе бомбардировщиков. Так, Ту-4 стал основой для Ту-70, рассчитанного на перевозку 72 человек. На базе Ту-16 был создан Ту-104 – один из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире. Ту-95 стал прототипом Ту-114, произведшего фурор в Нью-Йорке по прибытии советской делегации во главе с Н.С. Хрущевым в США.

 

Целая плеяда пассажирских самолетов марки «Ту» длительное время была основой гражданского флота Советского Союза. 9 из 10 пассажиров, когда-нибудь летавших на самолете, хоть раз сидели в пассажирском кресле реактивных лайнеров А.Н. Туполева. Сегодняшние реалии далеки от прошлого. Тем не менее, в стенах ОКБ появились на свет Ту-204, Ту-214 и Ту-334, который, однако, до сих пор не запущен в серийное производство, хотя надежда еще есть – проект формально не закрыт. Конечно, основной упор ОКБ им. А.Н. Туполева делало на разработку тяжелых самолетов для военно-воздушных сил. Оно и по сей день осуществляет модернизацию парка стратегической авиации ВВС России. Однако, к сожалению, на сегодняшний день ОАО «Туполев» (как по-новому стало называться КБ) находится в роли аутсайдера, не сумевшего найти свой путь в новых экономических реалиях.

 

Ту-144 в Ле-Бурже в июне 1977 г.

Начатое в 2011 году техническое перевооружение ОАО «Туполев» рассчитано на повышение эффективности работ на всех этапах жизненного цикла продукции: повысится качество взаимодействия с авиакомпаниями, будет усовершенствована система поддержания летной годности «туполевских» самолетов. Помимо этого, в 2013 году было проведено объединение ОАО «Туполев» и ОАО «КАПО имени С.П. Горбунова» в вертикально интегрированный комплекс для эффективного взаимодействия в области стратегической и специальной авиации.

 

Таким образом, остается надежда на то, что имя Туполева не исчезнет с бортов отечественных самолетов и история знаменитого КБ не «ляжет на полку» истории российского авиастроения.

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.