War Thunder background
Организация и тактика истребительных подразделений ВВС Японии
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.

Ki-84 Ko серия 8-1 из 182-ой эскадрильи, автор Sick2day

Ki-43 из 248-ой эскадрильи, Новая Гвинея 1944, автор Sick2day


Организация и тактика истребительных подразделений военно-воздушных сил Императорской армии Японии

Особенность японской авиации 1930-х и 1940-х годов заключается в том, что в Японии не было независимых военно-воздушных сил; как и в США, военная авиация в Японии подразделялась на военно-воздушные силы Императорской армии Японии и военно-воздушные силы Императорского флота Японии. В общих чертах: армейская авиация осуществляла поддержку наземных сил, в то время как морская авиация делала то же самое для флота, хотя на практике наблюдалось и значительное пересечение этих ролей. Отсутствие независимых военно-воздушных сил и ограниченный бюджет военной авиации обусловили серьезное соперничество между летчиками флота и армии.

Во время периода реструктуризации в конце 1930-х годов организация военно-воздушных сил Императорской армии Японии претерпела крупномасштабные изменения. Основной структурной единицей был Хико Сентай, или сокращенно — Сентай (戦隊). Хико (飛行) означает «воздух» или «полет», Сен — «война» или «битва», а Тай — «подразделение» или «группа». В западной системе терминов сентай был примерно равен авиационному полку. Командовал им, как правило, майор. Командир сентая обладал широчайшими полномочиями и мог самостоятельно определять организацию и тактику своего подразделения и даже критерии учета побед. В результате многие аспекты деятельности военно-воздушных сил Императорской армии Японии были лишены единообразия, что, помимо прочего, затруднило послевоенные исторические исследования. К сентаю было приписано около 320 человек обслуживающего персонала, который был разбит на подразделения следующего организационного уровня и отдан под командование лейтенанта или капитана инженерных войск.

Истребитель Ki-43 с наземной командой, Рабаул

Следующей структурной единицей был Хико Чутай. Слово Чутай (中隊) происходит от кавалерийского термина, эта боевая единица была примерно эквивалентна эскадрилье. Чутаем командовал капитан. Это подразделение часто действовало как независимая боевая единица и имело место дислокации, отдельное от других эскадрилий сентая, по аналогии с группами Люфтваффе.

Далее следовал Шотай или звено (小隊). Как правило, чутай состоял из трех или четырех шотаев, каждый по три самолета. Таким образом, всего получалось 9-12 самолетов. Командовали шотаями младшие офицеры, например, лейтенанты, или военнослужащие старшего сержантского состава — прапорщики или старшие сержанты. Вторым самолетом в каждом звене должен был управлять опытный пилот-сержант, в то время как третье место занимал новичок или неопытный пилот. Интересным моментом, отличавшим японскую систему от западной, было то, что любой пилот в звании сержанта и ниже все еще считался проходящим обучение.

Помимо описанной выше структуры существовал Сентай Хомбу (本部), штаб полка. Майор, под командованием которого находился сентай, как правило, летал с одним из чутаев, но также мог время от времени летать вместе со своим адъютантом и опытным пилотом из сержантского состава, формируя отдельный шотай. В штабе Хомбу числились также около пятидесяти человек, выполнявших вспомогательные функции управления, разведки, заведования складами, сигнализации, медицинской помощи. Это дает представление о штатной структуре соединений армейской авиации, но вне прямой командной вертикали существовали и специализированные соединения, такие как разведывательные или даже специальные истребительные группы: Докурицу Хико Чутай зачастую подчинялся напрямую командованию бригады, дивизии или воздушной армии.

Что касается тактики воздушных боев, которую использовали пилоты истребительной авиации японской армии, то в боевых условиях японцы использовали вариацию стандартного V-образного звена, которое применялось и во многих других странах. Звено из трех самолетов, тем не менее, было организовано более гибко, чем, скажем, в ВВС Великобритании. Кроме того, применялось эшелонирование самолетов по высоте. Правый ведомый располагался почти вдвое дальше от ведущего, чем левый, расстояния составляли примерно 50 и 30 метров соответственно. Дистанция позволяла быстро перестроиться в колонну при необходимости выполнять последовательные атаки на одиночную цель. Также она позволяла перестраиваться в линию и маневрировать «ножницами», атакуя быстрые цели. Жесткая система обучения и многократные пилотажные и боевые тренировки имели как плюсы, так и минусы. Пилоты настолько срабатывались в звене с постоянными партнерами, что им практически не требовалась голосовая коммуникация. Тем не менее, дружба между пилотами создавала опасность, что основным критерием карьерного роста в сентае будет товарищество, а не личные заслуги.

Лётчики у истребителя Ki-84 

Хотя проверенная и испытанная тактика звена из трех самолетов доказала свою эффективность в боях над Китаем, преимущества звеньев, состоящих из двух пар («шварм» или «четыре пальца»), были также учтены японской армией, которая даже заимствовала немецкую терминологию. Однако старые привычки были настолько сильны, что зачастую пилоты прямо во время воздушного боя переходили к испытанной тактике маневренного боя, если новая формация из двух пар по каким-либо причинам распадалась. В начале конфликта с Китаем старая тактика была столь эффективна, что высшее командование с трудом принимало необходимость ее усовершенствования. Еще одной причиной того, что переход к новой тактике оказался затруднен, стала нехватка опытных кадров. Изначально предполагалось, что каждую пару в четверке должен вести опытный пилот, в то время как новичок являлся ведомым. Однако по ходу войны все чаще возникали ситуации, когда руководство парой приходилось доверять молодым и недостаточно опытным пилотам. Они могли быть не вполне готовы к этому, но другого варианта просто не существовало.


Эта статья дает лишь краткое и крайне упрощенное представление о тактике и организации отдельных подразделений военно-воздушных сил Императорской армии Японии. И в части тактики, и в части организации имело место множество вариантов и огромное количество информации, которую следует принять к сведению. История военной авиации Японии — тема сложная и требует особого подхода и специальных знаний. В связи с этим автор хотел бы высказать глубочайшую признательность историку авиации Николасу Миллману, без исследований и работ которого эта статья никогда не была бы написана.

Читайте также:
Солдатский ранец
  • 10 апреля 2025
Со Светлой Пасхой!
  • 18 апреля 2025
«Bo 105 PAH: проще да лучше»
  • 16 апреля 2025
«Небесное око»: Meteor FR Mk.9
  • 16 апреля 2025
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности