- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 7 SP1/8/10 (64bit)
- Процессор: 2,2 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 10.1: AMD Radeon HD 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и лучше
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11 и выше: NVIDIA GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Нет, уважаемые читатели, вы попали не на лекцию по динамике полета, так что можете вздохнуть спокойно - вас тут никто не выгонит за плохое поведение и не придется сдавать экзамен. Это небольшая статья, в которой я постараюсь не грузить множеством сложных формул и рассказать «на пальцах» немного о процессе настройки флайт-модели самолета Як-7Б, которую вы смогли опробовать в патче 1.39.
===========================================Часть первая:
Вернемся в нашу виртуальную аудиторию. И все-таки, немного теории. В общем случае для описания движения любой точки самолета применяется 6 дифференциальных уравнений: 3 для описания движения самолета как материальной точки в пространстве и еще 3 для задания углового положения самолета. Оговорюсь сразу, что в данном примере показан частный случай установившегося движения на примере самолета как материальной точки. Казалось бы, огромное допущение, однако это позволяет с достаточной точностью и относительно просто рассчитать и объяснить основные характеристики самолета, такие как минимальное время виража, максимальная энергетическая скороподъемность, скорость сваливания и максимальная скорость, которая и будет использована в данном примере. На рис. 1 показана схема сил, действующих на самолет в прямолинейном горизонтальном установившемся полете.
Рис. 1. Схема сил в прямолинейном горизонтальном установившемся полете.
Где:
Y - подъемная сила; Х - лобовое сопротивление; G - вес самолета; Р - сила тяги двигателя.При полете на максимальной скорости сила тяги равна силе сопротивления, можно написать уравнение:
Y=m×g=Cy× ρ×V^2×S/2
X=P=Cx× ρ×V^2×S/2
Где:
m - масса самолета
g - ускорение свободного падения
Cy - коэффициент подъемной силы
Cx - коэффициент лобового сопротивления
ρ - плотность воздуха
V - скорость
S - референсная площадь
Приведенные уравнения уже заложены в игру. Для получения корректных характеристик модели самолета необходимо подготовить исходные данные. Откуда же взять все эти величины? Часть величин игра рассчитывает самостоятельно, другую часть необходимо найти/рассчитать настройщику.
Забегая вперед и раскрывая итоги работы, скажу, что в процессе создания флайт-модели Як-7Б были оценены следующие характеристики прототипа: 1. Геометрические характеристики 2. Массово-инерционные и центровочные характеристики 3. Аэродинамические характеристики 4. Тяга двигателяНу а теперь - все по порядку
Геометрические характеристики - пожалуй самое очевидное, они записаны в техническом описании, монографиях и прочей технической литературе. Недостающие - снимаются с чертежа. Итого, геометрические характеристики полностью приведены к самолету-прототипу. Массовые и центровочные характеристики также часто доступны в литературе и тоже приведены в соответствие с самолетом-прототипом. Инерционные характеристики не так часто фигурируют в литературе - и этот случай не исключение, - поэтому они были оценены исходя из доступных данных и статистической оценки. В основе расчета лежит формула момента инерции:
Iz =Σmix2i
Где:
Iz - момент инерции относительно оси 0Z;
mi и xi - масса и координата i-го элемента самолета.
Фрагмент расчета приведен в таблице:
Табл. 1 Расчет моментов инерции самолета
Следующие группы характеристик не так просты, но отнюдь не менее важны.
В уравнения движения подставляются коэффициенты аэродинамических сил, т.е. для расчета траектории движения нам необходимо использовать закон, определяющий соответствие между Суа и Сха на всех режимах полета, графическая интерпретация которого называется полярой. В литературе наиболее широко распространено следующее уравнение поляры:
Cxa=Cxa0+A×Cya2
Где:
Cxa – коэффициент лобового сопротивления для текущего Cya;
Cxa0 – минимальный коэффициент лобового сопротивления;
А – отвал поляры;
Cya – коэффициент подъемной силы.
В прямолинейном установившемся горизонтальном полете Cya (Cya ГП) определяется исходя из равенства подъемной силы и силы тяжести. Результатом аэродинамического расчета являются исходные данные для приведенных уравнений, их определение - достаточно тонкий итеративный процесс, заслуживающий отдельной статьи.
На основании геометрических характеристик, а так же технической литературы был произведен расчет аэродинамических характеристик, таких как Cxa0, Cya, производная Cya по альфа, А и др. необходимых для достаточно точного моделирования установившихся и квазиустановившихся режимов полета.
Из вышесказанного следует, что если поляры приближенно равны, то и большая часть ЛТХ модели будет рассчитана верно. Например, на рис.2 приведены расчетная (красная линия) и реальная (зеленая линия) поляры самолета-прототипа.
Рис. 2. Расчетная и реальная поляры самолета Як-7.
Часть вторая:
Последняя группа сил – тяга винтомоторной группы. Игра рассчитывает эти силы по большей части самостоятельно по заранее заданным законам, однако требуется ввести корректные и точные исходные данные – характеристики двигателя и винта. Причем необходимо проверить значения, выдаваемые игрой по исходным данным и при необходимости скорректировать их.
Например, исходные данные по винту ВИШ-61 приведены на рис.3.
Рис. 3. Характеристики винта ВИШ-61 по размаху, где:
Фи0 – угол установки сечения;
b – относительная хорда сечения;
с – относительная толщина сечения.
Для проверки тяги двигателя был произведен расчет исходя из доступных характеристик ВИШ-61, в т.ч. номограммы винта. Рис.4. По номограмме винта определяется КПД для текущего режима работы винта (красные линии). Тяга же рассчитывается по следующей формуле:
P=75×N×КПД/V
Где:
N – мощность;
V – скорость полета самолета.
Рис. 4. Номограмма винта ВИШ-61
Исходя из чего были рассчитаны тяги на разных режимах полета, например, на максимальной мощности на высоте 1 км в горизонтальном полете на разных скоростях:
Табл. 2
На основании полученных данных была получена достаточно точная модель. Например, в качестве валидации приведено сравнение макс. скоростей (зеленая - самолет-прототип, красная - полученные в игре). См. Рис. 5
Рис. 5. Сравнение максимальной скорости самолета-прототипа и флайт-модели.
Ну и напоследок немного рабочего процесса настройщика. Скриншот (рис. 6) из тестирования модели, полет на макс скорости на высоте 1 км:
Рис. 6
На этом этапе, располагая данными расчета, настройщик проверяет корректность значений, выдаваемых игрой для заданных параметров в ФМ, и при необходимости корректирует ФМ. Каждый желающий может почувствовать себя ненадолго настройщиком ФМ и самолично проверить, что значения всех сил на данном скриншоте соответствуют расчетным
Ну вот и все, на этом наша маленькая виртуальная лекция по динамике полета закончена. Спасибо всем, кто уделил немного своего времени и прочитал этот материал