ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
23 декабря 2014

Хорватия

 Fiat G50, '"Жёлтый' 3504, 12. эскадрилья, ВВС Хорватии, 1942/43 автор Bineos_si | Скачать


Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, перекроила политическую карту Европы, стерев с нее одни и создав другие государства. Одним из таких новорожденных образований стало Независимое государство Хорватия, просуществовавшее с 1941 по 1945 гг. Тем не менее, за столь короткий срок своей жизни эта страна успела обзавестись военно-воздушными силами, которым довелось принять участие в боях Второй мировой войны.

 

Мато Дуковац - хорватский лёчик-ас Второй мировой

ВВС НГХ были созданы 19 апреля 1941 года. Их формированием занимался В. Кнез. Однако лишь в июне 1941 года немецкое командование разрешило начать обустройство стационарных мест базирования хорватской авиации, сформированной из самолетов ВВС Королевства Югославии. Первые аэродромы появились в Сараево и Загребе.

 

14 сентября 1943 года в руководстве хорватских ВВС произошли изменения. Новым командующим был назначен А. Рогуля, занимавший новую должность до конца Второй мировой войны. ВВС несколько раз переименовывались и реорганизовывались, и в феврале 1943 года они получили окончательное наименование – Хорватская военная авиация (ХВА). Изначально состав ВВС Хорватии пополняли трофейные самолеты производства различных стран, которые ранее достались немцам от ВВС Королевства Югославии. Именно на этих устаревших машинах хорватские пилоты попали на советско-германский фронт. В качестве истребителей использовались французские бипланы Breguet 19 и Potez 25. Основу бомбардировочной авиации составляли относительно новые британские «Bristol Blenheim». Наиболее боеспособным подразделением Хорватской военной авиации был Хорватский воздушный легион, на вооружении которого находились «Messerschmitt» Bf.109 и «Dornier» Dо-17.

 

К 1942 году немецкое командование приняло решение выдать хорватским летчикам итальянские истребители «Fiat» G.50, которые стали первыми современными самолётами, что использовались в ВВС этой страны. Однако уже к концу 1943 года стало ясно, что все 295 самолетов, включая «Fiat» G.50 и французский «Morane-Saulnier» MS.406, не могут противостоять современным образцам вражеской авиационной техники.

 

После вторжения союзников на территорию Италии в ХВА стали поступать итальянские истребители «Macchi» C.200, «Macchi» C.202 и «Macchi» C.205. Помимо этого, хорватские ВВС получили «Messerschmitt» Bf.109G, которые значительно улучшили возможности ХВА. С момента своего основания в ВВС Хорватии состояли из 7 эскадр, собранных из трофейной боевой техники. К 1942 году количество боевых подразделений ХВА удвоилось и составило 15 эскадр, базирующихся на четырех основных базах: Загреб, Сараево, Баня-Лука, Мостар. Всего в Хорватии находилось 16 военных аэродромов (вместе с вышеперечисленными).

 

ZNDH Bücker Bü 181 Bestmann в Боснии, 1944, ожидает погрузки.

Боевой состав ВВС Хорватии насчитывал 43 типа самолетов производства 7 государств, самым многочисленным из которых (более 50 машин) был «Messerschmitt» Me-109G/K. 21 хорватский пилот воевал в Люфтваффе в составе 52-й истребительной эскадры. Среди них наиболее результативным стал М. Дуковац, одержавший 44 победы на Восточном фронте. В 1945 году Хорватская военная авиация была окончательно разгромлена.

 

Новым витком истории ВВС Хорватии стали события начала 90-х годов. Датой формирования современных ВВС страны можно считать 3 сентября 1991 года (Хорватия не была еще признана мировым сообществом), когда постановлением правительства Хорватии предписывалось поставить на учет всю находящуюся на территории республики авиационную технику. Из числа этой техники были сформированы несколько подразделений. Официальной же датой воссоздания ВВС Республики Хорватия считается 12 декабря 1991 года. Организация военно-воздушных сил происходила в стране в ходе военных действий против Югославской народной армии. Поскольку основу ВВС СФРЮ составляли хорваты и словенцы, в течение нескольких месяцев в Хорватию из Югославии дезертировали 200 летчиков и 100 техников. 4 летчика бежали на своих истребителях МиГ-21.

 

На сегодняшний день военно-воздушные силы Республики Хорватия размещаются на двух авиабазах: Плесо и Земуник. ВВС РХ включают одну эскадрилью истребителей ПВО, где размещено по одной эскадрилье транспортной, учебной и противопожарной авиации, три вертолетных эскадрильи транспортных и учебных машин. Радиолокационный контроль и наведение истребителей ПВО осуществляется батальоном «Змин». В состав военно-воздушных сил включены также учебные центры ВВС и ПВО, в том числе и военно-воздушное училище из состава академии ВС РХ. Боевой парк ВВС И ПВО Хорватии состоит в основном из машин советского производства: МиГ-21, Ан-32, Ми-8 и Ми-171Ш.

 

Обсуждение на форуме


Декаль ВВС Хорватии 1941-1944 будет добавлена в одном из будущих обновлений War Thunder!

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.