War Thunder background
История морских сражений. Часть 2: Золотой век паруса
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.


Историки выделяют три основных периода технического и политического прогресса: Античность, Золотой век и Новое время, Новейшее время. В предыдущей статье мы осветили развитие морского судоходства в древности. Сегодня мы поговорим о втором периоде, называемом Золотым веком паруса или эпохой Великих географических открытий.​

Битва при Лепанто (7 октября 1571 года) — морское сражение между коалицией христианских государств и турками-османами

Большинство учёных сходятся на том, что Век паруса начался в конце XVI в. Появление парусных флотов по всему свету заложило основу международной торговли и передвижения по морю. Причиной упадка и постепенного исчезновения вёсельных судов послужил рост объёмов строительства парусных кораблей в тех странах, которые рассматривали море в качестве источника доходов. Однако для процветания и развития страны защиты только границ государства стало недостаточно. С помощью флота необходимо было также охранять новые и давно известные судоходные маршруты по всему свету.

Последним крупным конфликтом с участием вёсельных судов стала битва при Лепанто в 1571 году. Силы Священной лиги (коалиции европейских католических государств, имеющих выход к морю), возглавляемые адмиралом доном Хуаном Австрийским, схлестнулись с мощным флотом Османской империи у берегов Греции.  В этом конфликте широко использовались вёсельные суда, а его исход ознаменовал начало эры доминирования Европы в Средиземноморье, которой суждено было продолжаться сотни лет. Это событие также стало предвестником эпохи экономического и географического колониализма по всему свету.

Бриг Его Величества «Обзервер» под командованием лейтенанта Джона Краймса (которому посвящена иллюстрация) вступает в бой с американским каперским кораблем «Джек» под командованием Джона Роупса ночью 29 мая 1782 у бухты Галифакса, Новая Шотландия

В этот период во многих странах начали строить суда, предназначенные как для торговли, так и для войны. Раньше корабли создавали с расчётом прежде всего на прибрежную навигацию. Когда европейцы только начали исследовать океан и расселяться по земному шару, удаляться от берега и пересекать открытое море считалось очень опасным предприятием. Это было обусловлено не только несовершенством конструкции кораблей того времени, но и морским пиратством. В ранний период эпохи открытий и исследований три крупных государства (и их союзники) боролись друг с другом за ресурсы недавно открытого Нового Света: землю, древесину и золото. Появились новые торговые маршруты в страны Востока — Турцию, Китай и Индию. Они тщательно охранялись, так как сулили несметные богатства новым компаниям (таким как Голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 году).

В XVII в. и в начале XVIII в. государства пользовались услугами каперов (пиратов), чтобы нападать на торговые суда противника в открытом море. Основное различие между пиратами и каперами заключалось в том, что последние были официально уполномочены одним государством совершать пиратские нападения на суда другого. Многие страны рассматривали каперов как своего рода военно-морской резерв, поэтому им регулярно даровалось королевское помилование или они попадали под амнистию (так, например, было с сэром Френсисом Дрейком). При формировании флотов большинство государств включало в них корабли двух основных типов. Одним из них была парусная галера, весьма медленное и нередко очень большое судно, которое было оснащено подобием современной корабельной брони. Суда второго типа, боевые или линейные корабли, напротив, создавали с упором на огневую мощь и маневренность, а не на защиту. Такой подход соответствовал недавно принятой на вооружение военно-морской доктрине. Согласно ей, вместо универсальных кораблей предполагалось использование узкоспециализированных судов для перевозки грузов, обороны (эскорта) или непосредственно нападения. Пиратские налёты часто осуществлялись группой небольших кораблей, предназначенных для атаки. Тактика «бей и беги» и уклонение от продолжительных перестрелок с боевыми кораблями в значительной степени обеспечивали успех этих предприятий. Некоторые наиболее знаменитые пираты в итоге вошли в историю.

Корабль королевского флота «Кент» сражается с каперским судном французского корсара Робера Сюркуфа «Конфьянс» в октябре 1800 года

Англичанина Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода многие считают самым успешным на Западе пиратом. Он грабил французов и испанцев, командуя флотом из четырёх кораблей с экипажем общей численностью более 200 человек.  Чёрная Борода был знаменит не только пиратством в открытом море. Он совершал налёты на корабли и города, и однажды даже установил морскую блокаду Чарльстона в Южной Каролине, прославившись на весь мир своей тактикой внезапных стремительных ударов.

Но даже деяния Чёрной Бороды не шли ни в какое сравнение с успехами самой знаменитой и самой грозной в мире женщины-пирата. Чжэн Ши (Мадам Цзин), супруга Чжэна И, распоряжалась собственным пиратским флотом, который наводил ужас на купеческие и императорские суда в Южно-Китайском море, и часто нападала на корабли Голландской Ост-Индской компании. После того, как Мадам Цзин вышла замуж за Чжэна И — знаменитого пирата, героя народного фольклора и адмирала флота Красного флага, — она получила под командование свыше 1500 судов и порядка 180 000 матросов. Большей частью её флот состоял из распространённых в то время в Китае небольших джонок, переоборудованных для налётов. Также Чжэн Ши знаменита тем, что была одним из немногих пиратов, которым удалось отойти от дел, сохранив при этом награбленное.

Капитан Джек Рэкхем, также известный как Калико Джек, был англичанином по происхождению. Он не принадлежит к числу величайших пиратов в истории. Джек предпочитал вступать в бой, только если корабль противника был меньше его собственного, а по расстоянию его плавания заметно уступают путешествиям знаменитых пиратов того времени. Обычно он не покидал вод Карибского бассейна. Тем не менее его всегда будут помнить как одного из самых отчаянных и храбрых пиратов Золотого века паруса, который также являлся и Золотым веком пиратства.

Одним из его самых невероятных и успешных деяний стало ночное похищение британского шлюпа, захваченного испанскими матросами. Экипаж корабля ожидал прибытия Калико Джека только на следующий день и собирался сразиться с ним во время прилива. Из-за отлива испанское судно оказалось обездвижено, что позволило Рэкхему перехватить инициативу и взять корабль на абордаж.

Легенда гласит, что он был схвачен вместе со всей командой, когда они напились, отмечая удачный налёт на испанский корабль. Затем капитан Рэкхем предстал перед судом и был повешен. Известно, что из всей команды только две его компаньонки, Энн Бонни и Мэри Рид, не сгинули бесследно. Им полагалась отсрочка, так как они обе были беременны. Удивительно, но именно Джек подарил нам предмет, который прочно ассоциируется с пиратами и в итоге стал их эмблемой — флаг Рэкхема, известный в наши дни как тот самый «пиратский флаг».

«Битва при Трафальгаре»

С середины XVIII века примерно по 1850 год дальнейшее развитие специализации судов во флоте привело к тому, что конструкции кораблей становились более разнообразными. Начали оформляться два основных подхода. В то время как одни считали, что чем крупнее флот, тем он успешнее, другие стали уделять больше внимания техническому прогрессу, руководствуясь максимой «количество уступает качеству».

В некоторых государствах, в том числе в Великобритании, стали армировать каркас судов, покрывая его медью. В других, включая недавно сформированные Соединенные Штаты, сделали выбор в пользу комбинированной конструкции каркаса.  Иные государства впервые применили железные пластины для защиты от огня береговой и корабельной артиллерии. Это, в свою очередь, привело к стремительному развитию артиллерии и снарядов, что обеспечило возможность эффективно пробивать подобную примитивную броню. В результате гонки брони и вооружений навсегда осталась в прошлом возникшая в начале этого периода идея о том, что корабли, вооружённые более мощными пушками, эффективнее. Шлюпы, корветы и фрегаты доказали свое превосходство над устаревшими галерами. Одни суда проектировали как средоточие огневой мощи флота, тогда как на менее крупных и более маневренных кораблях сражались в формациях и выполняли непосредственно противокорабельные действия.

Именно в этот период были посеяны семена грядущих глобальных конфликтов, знаменитых революций и восстаний, а также масштабных завоевательных войн Наполеоновской эпохи. Это было время легендарных морских сражений, таких как Трафальгарская битва. Именно эта эпоха окончательно сформировала задачи военно-морского флота и обозначила его роль в современном мире. Прежде в военное время флот лишь боролся с кораблями противника или устанавливал блокаду вражеских флотилий и портов. Теперь стало ясно, что господство на море обеспечивало также и контроль над снабжением и логистикой в регионе. По этой причине военно-морской флот стал оказывать куда более существенное влияние на исход любой кампании. Роль кораблей перестала сводиться к транспортировке солдат и снаряжения. Их стали активно применять в обороне рек, вторжениях с моря и для выполнения множества других функций, при этом все больше углубляя специализацию судов.

Команда War Thunder


Читайте также:

История морских сражений. Часть первая

Читайте также:
Новогодняя распродажа в магазине
  • 26 декабря 2024
Встречайте крупное обновление «Грозовой фронт»!
  • 16 декабря 2024
Крутая техника и полезные призы в событии «Зимние сказки»!
  • 13 декабря 2024
Страницы истории (январь): Защитник Ленинграда
  • 26 декабря 2024

Комментарии (80)

Новость больше не доступна для комментирования
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности