War Thunder background
Японская военно-морская авиация - Часть 2
Внимание! Устаревший формат новостей. Контент может отображаться некорректно.


Летайте на гидропланах и летающих лодках Императорского флота Японии в сегодняшнем особом событии "Поплавки!"


Зарождение японской военно-морской авиации - часть 2 (часть 1 - читать здесь)

Первое участие новых ВВС Императорского флота в межвоенном конфликте произошло 28 января 1931 года, когда японские войска высадились в Шанхае, утверждая, что защищают японские интересы в этом регионе. В течение следующих трех дней авианосцы HIJMS Kaga и Hosho прибыли в театр военных действий и привезли впечатляющее количество техники, а именно семьдесят девять истребителей и бомбардировщиков. Военно-морские истребители Nakajima A1N смогли добиться превосходства в воздухе, в то время как бомбардировщики Mitsubishi B1M оказывали поддержку наземным силам с воздуха. В результате была уничтожена китайская часть Шанхая. Это стало началом следующего этапа вражды между Японией и Китаем.

В то время Китай покупал самолеты в основном в США, а в отдельных случаях на них летали американские пилоты.  Китайцы встретили самолеты японских ВМС в небе над Шанхаем. Тогда начало утверждаться превосходство японцев в воздухе благодаря череде побед японских летчиков, тогда как единственным источником потерь был огонь наземных орудий.

Между тем продолжались развиваться события и в самой Японии. После того как Лондонским морским договором были введены ограничения на количество военных кораблей, в том числе и авианосцев, в Японии было принято решение о создании серии самолетов дальней авиации наземного базирования для поддержки флота. Это был один из факторов, которые привели к предпочтению японцами дальней авиации, а также многих других особенностей конструкции летательных аппаратов. К другим соображениям по преодолению лимита на количество носителей относились разработка поплавковых гидросамолетов и введение в строй пикирующих бомбардировщиков, чтобы дать ограниченному количеству авианосцев возможность удара по высокоскоростным целям на море. Во время конференций, проведенных в декабре 1934 г., Япония просила предоставить ей право на содержание равного с Великобританией и США количества военных кораблей, в чём ей было отказано. Отношения между Японией и Западом продолжали ухудшаться.

1935 год был знаковым в развитии более современной японской авиации. Теперь для поддержки японского флота работало производство Mitsubishi B5M и Nakajima B5N, а в январе была завершена разработка палубного истребителя Mitsubishi А5М. Летом впервые в воздух поднялся двухмоторный бомбардировщик наземного базирования Mitsubishi G3M1. Именно эти самолёты в декабре 1941 года потопили линкоры HMS Prince of Wales и HMS Repulse.

В марте 1936 года к власти в Японии пришло новое правительство, которое заняло более агрессивную позицию в отношении внешней политики. Развитие военной промышленности существенно ускорилось, поскольку Япония готовилась к полномасштабной войне с Китаем. Шло дальнейшее укрепление Императорского Флота Японии, а в январе 1937 года вступил в силу второй Закон о пополнении запасов, что привело к снятию ограничений, установленных предыдущими соглашениями. Чувствуя рост военной мощи и опасаясь за свои собственные иностранные интересы, Британия направила офицеров Королевских ВМФ в Гонконг с целью защиты от возможной военной агрессии со стороны Японии, что кардинальным образом отличалось от отношений между двумя странами, всего за несколько лет до этого, когда британские военные советники помогали японцам.

В июле 1937 года японские войска во время учений вступили в военный конфликт с китайскими силами на мосту Марко Поло вблизи Пекина. В результате эскалации конфликта он перерос в полномасштабную войну. ВВС Китая насчитывали от 650 до 700 боевых единиц, что представляло серьезную опасность, поэтому было решено направить армейскую авиацию Японии на север Китая, а военно-морскую авиацию на операции прикрытия в центральной и южной частях страны. 264 самолета были распределены между авианосцами HIJMS Hosho, Ryujo и Kaga. Япония, несмотря на молодую авиапромышленность, теперь поразила мир, совершив налет бомбардировщиков с дистанции в 1200 миль на Квантоу и Ханчжоу в критических погодных условиях и без потерь. Атаки бомбардировщиков с дальних дистанций продолжились, в то время как легкие палубные самолеты оказывали поддержку японской армии, продвигавшейся вглубь Китая. Невзирая на растущие потери, японская военно-морская авиация уже в сентябре могла вести операции с авиабазы вблизи Шанхая. К октябрю авиация ВМС Японии провела более 3000 вылетов, уничтожив 300 китайских самолетов в воздухе и на земле; шестьдесят один китайский город был атакован. Японцы на практике осваивали тактику воздушного боя: потери бомбардировщиков начали сокращаться, как только стал использоваться эскорт, ставший стандартом. Превосходство Японии в воздушном бою стало очевидным: в центре и на юге страны Mitsubishi A5M ‘Claude’ демонстрировал свое преимущество над китайскими истребителями американского производства, такими как Curtiss Hawk и Boeing 218, а также построенном в СССР самолетом И-16 КБ Поликарпова. В октябре 1937 года в небе над Шанхаем и Нанкином развязались крупномасштабные воздушные сражения. Ожесточенность этих боев послужила стимулом для создания новейшего военно-морского истребителя Mitsubishi. Вступив впервые в бой в небе над Китаем в 1940 году, Mitsubishi A6M 'Zero'  установил новые международные стандарты ведения воздушного боя, доказав, что является непревзойденным оружием против всего, что Китай мог направить против него.

После молниеносных успехов японцев последовало замедление прогресса вплоть до его остановки в 1939 году, в частности из-за  иностранной помощи, оказываемой Китаю несколькими странами. Тем не менее, по мере утверждения планов японцев по расширению военного присутствия на всю Юго-Восточную Азию возникла необходимость устранения возможной угрозы со стороны военных сил США, которая могла бы возникнуть в случае успеха операций японской армии на британских и голландских территориях этого региона. В результате в декабре 1941 года летчики японского флота, вдохновленные успехом атаки британской авиации ВМС на итальянский порт Таранто, нанесли легендарный удар по Тихоокеанскому флоту США в Перл-Харборе.

Изначально использовав рекомендации иностранных экспертов и будучи военной державой второго плана на мировой арене, Императорский флот Японии стал военной силой мирового класса к тому моменту, когда вторая Японо-китайская война перетекла во Вторую мировую. Благодаря передовой авиационной промышленности, отлично обученному летному составу и многолетнему боевому опыту Японо-китайская война дала Японии то же, что дала Европе Гражданская война в Испании - полномасштабный театр военных действий для оттачивания новых тактик и испытания техники. Эти события послужили отправной точкой для военно-морской авиации во Вторую мировую войну, которая показала себя одной из самых устрашающих сил в мире.

Обсудить статью на форуме


Об авторе:

Марк Барбер, исторический консультант War Thunder - действующий пилот Военного Королевского Флота Великобритании. Его первая книга была опубликована издательством Osprey Publishing в 2008 году. После этого он написал еще ряд статей для Osprey Publishing а также публиковался в других изданиях, включая самый продаваемый в Великобритании журнал об авиации «FlyPast».Основная сфера интересов автора относится к палубному Военно-воздушному флоту Великобритании времён Первой и Второй Мировой Войны и Истребительному флоту ВВС Великобритании во Второй Мировой Войне.
   
В настоящий момент он сотрудничает с Gaijin в качестве исторического консультанта, ведет историческую рубрику на англоязычном форуме и готовит публикации в рамках акций « Ас Месяца»

Читайте также:
Солдатский ранец
  • 10 апреля 2025
Со Светлой Пасхой!
  • 18 апреля 2025
«Bo 105 PAH: проще да лучше»
  • 16 апреля 2025
«Небесное око»: Meteor FR Mk.9
  • 16 апреля 2025
Мы используем cookie-файлы, чтобы учесть Ваши предпочтения и улучшить работу наших сервисов. Нажимая кнопку «Согласен» и продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на использование cookie-файлов в соответствии с Политикой конфиденциальности