
- Для PC
- Для Mac
- Для Linux
- ОС: Windows 10 (64 bit)
- Процессор: Dual-Core 2.2 GHz
- Оперативная память: 4 ГБ
- Видеокарта с поддержкой DirectX версии 11: AMD Radeon 77XX / NVIDIA GeForce GTX 660. Минимальное поддерживаемое разрешение – 720p.
- Сеть: Широкополосное подключение к Интернету
- Место на жестком диске: 17 Гб
- ОС: Windows 10/11 (64bit)
- Процессор: Intel Core i5 или Ryzen 5 3600 и выше
- Оперативная память: 16 ГБ
- Видеокарта с поддержкой DirectX 11 и выше: Nvidia GeForce 1060 и выше, Radeon RX 570 и выше
- Сеть: Широкополосное подключение к Интернету
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Core i5, минимум 2.2GHz (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 6 Гб
- Видеокарта: Intel Iris Pro 5200 (Mac) или аналогичная видеокарта AMD/Nvidia для Mac (минимальное поддерживаемое разрешение – 720p) с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Mac OS Big Sur 11.0
- Процессор: Intel Core i7 (Intel Xeon не поддерживается)
- Оперативная память: 8 Гб
- Видеокарта: Radeon Vega II и выше с поддержкой Metal
- Место на жестком диске: 95 Гб
- Операционная система: Современные дистрибутивы Linux 64bit
- Процессор: Dual-Core 2.4 ГГц
- Оперативная память: 4 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 660 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / соответствующая серия AMD Radeon со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев, минимальное поддерживаемое разрешение - 720p) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 17 Гб
- Операционная система: Ubuntu 20.04 64bit
- Процессор: Intel Core i7
- Оперативная память: 16 Гб
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 1060 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) / Radeon RX 570 со свежими проприетарными драйверами (не старее 6 месяцев) с поддержкой Vulkan
- Место на жестком диске: 95 Гб
Принятие Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938 года (между Великобританией, Францией, Германией и Италией) и его последствия привели к ложному перемирию (так называемой «Странной войне»), а также к потере Чехословакией четверти территории и трети населения. Вдобавок последняя лишалась стратегически важных укреплений в горных районах, что обнажило страну перед лицом угрозы, исходящей от Германии.
Спустя полгода германские войска вошли в Чехословакию, армия которой получила приказ не оказывать сопротивление, поскольку все попытки были бы тщетными без горных укреплений. Вместо этого тысячи чешских военных покинули страну, перебравшись через соседнюю Польшу во Францию, откуда поступили на службу в Иностранный легион в Северной Африке. После начала боевых действий чехословацкие военные были переведены в ВВС Франции.
В мае 1940 года они приняли участие в скоротечной Битве за Францию, но после поражения 4000 уроженцев Чехословакии переместились в Великобританию, последнюю линию обороны.
Первые 30 чехословацких пилотов приземлились на территории Британии 17 июня, а уже 2 июля благодаря чехословацкому президенту в изгнании Эдварду Бенешу, в Даксфорде была сформирована первая чехословацкая истребительная эскадрилья под номером 310.
17 августа эскадрилья была полностью готова, и её пилоты на самолётах Hawker Hurricane приняли участие в Битве за Британию. Девизом эскадрильи стало: «Сражаемся за возрождение». Менее трёх недель спустя была сформирована вторая чехословацкая эскадрилья (бомбардировочная) под номером 311 в Хонингтоне, на службе которой стояли самолёты Wellington (с середины 1943 года Liberator). Девизом им служил призыв гуситов «Не смотрите на численность». Впоследствии были созданы ещё две истребительные эскадрильи: 312-я на Hurricane в Даксфорде (2 октября; девиз: «Не много, но многое») и 313-я в Кэттерике на Spitfire (годом позже; девиз: «Один сокол разгонит стаю ворон»).
Три эскадрильи были объединены в Чехословацкое авиакрыло номер 134 Второй тактической воздушной армии 12 мая 1944 года. Они сражались бок о бок до конца войны.
В апреле 1942 года 311-й бомбардировочной эскадрилье был поручен противолодочный дозор в Бискайском заливе на бомбардировщиках Wellington.Mk.Ic. Экипажи провели 19 атак с июля 1942-го по апрель 1943-го.
Большинство военных из Чехословакии были распределены между этими эскадрильями, однако ещё около сотни служили в обычных частях Королевских ВВС и других подразделениях Союзников. В частности в 68-й эскадрилье, на вооружении которой стояли Blenheim, а позже Beaufighter и Mosquito для ночных операций, находилось так много чехословацких лётчиков, что было целое чехословацкое звено, а её девизом стала фраза «Всегда готовы».
Лётчики из Чехословакии отчаянно рвались в бой, их сердца были наполнены жгучей ненавистью к врагу, захватившему любимую родину. Королевским ВВС нужны были все силы, которые они могли мобилизовать для Битвы за Британию.
Поначалу отношения между британскими и чехословацкими пилотами были натянутыми, ведь последствия Мюнхенского сговора всё ещё оставались в памяти и многие полагали, что Великобритания не смогла отстоять интересы Чехословакии. Чехословацкие лётчики считали себя лучше других, но с началом Битвы за Британию быстро рассеялись все их сомнения насчёт готовности британцев окунуться в гущу сражения.
Первый бой 310-й эскадрильи произошел 26 августа, когда её пилоты сбили два Do.217 и один Bf.110. Во время схватки два Hawker Hurricane были потеряны и еще два получили повреждения. Командир подразделения и эскадрильи Джордж Блэквуд писал: «В тот день я увидел, как могут сражаться чехословацкие летчики. Им не нужны были команды по радио – они буквально набрасывались на немцев без капли страха. Не считая того, что мой самолет был подбит в этом бою, результатами сражения я был полностью доволен».
На момент завершения Битвы за Британию пилоты 310-й эскадрильи заявили о 39 сбитых фашистских самолётах. В десятку лидеров по количеству сбитых самолётов (14 и более побед) вошли: один пилот из Чехословакии, один из Польши, Австралиец и два пилота из Новой Зеландии.
Йозеф Франтишек
Из множества выдающихся чехословацких пилотов особый интерес вызывает сержант Йозеф Франтишек, который на момент начала Битвы за Британию уже получил боевой опыт в Польше, где в течение двух недель сражался с Люфтваффе. Во время Битвы он летал в составе польской эскадрильи. Из-за непростого характера Франтишек часто привлекался к дисциплинарной ответственности. Ему не хватало сдержанности, а его опрометчивые атаки часто ставили под угрозу жизни боевых товарищей. Чтобы дать волю его исключительным лётным и стрелковым навыкам, Джозефу разрешили вести бой по своим правилам. Так он стал воздушным волком-одиночкой, и ему удалось добиться отличных результатов. В сентябре он сбил 17 самолетов в течение 10 дней. Но к несчастью, при странных обстоятельствах вблизи города Юэлл, графства Суррей, самолет Блэквуда столкнулся с землей, и Джордж погиб в результате перелома шеи. Один из пилотов, описывая его смерть, связывал её с «усталостью от боя и явным физическим истощением».
Карл Куттельвашер
Другим выдающимся чехословацким пилотом был капитан авиации Карл Куттельвашер (боевые товарищи называли его «Кут»). Он сбил три самолета Bf 109 с мая по июнь 1941 года. А всего через год Куттельвашер стал настоящим бедствием для бомбардировщиков Люфтваффе, совершавших вылеты с территории Франции и Нидерландов. Он летал на самолете Hurricane дальнего действия (его называли «ночной жнец») над вражескими базами в ночное время и атаковал взлетающие и садящиеся самолеты. За три месяца он уничтожил 15 бомбардировщиков, а однажды сбил сразу три бомбардировщика Heinkel всего за четыре минуты. Имея на своем счету 18 побед, Куттельвашер показал самый высокий результат среди чехословацких пилотов времен Второй мировой войны, а также был лучшим ночным асом. В прессе его окрестили «чехословацким ночным ястребом».
Люди, которые боролись за свою родину, должны были стать героями, однако политическая ситуация в родной стране диктовала другие правила. Тот, кто воевал вместе с западными союзниками, часто становился подозреваемым или предателем, и многие пилоты были подвержены преследованиям после их возвращения на родину. До самой Бархатной революции 1989 года заслуги этих людей не были официально признаны. Из 2000 человек на момент окончания войны погибло 480 чехословацких летчиков, служивших в Королевских ВВС. В Великобритании день их памяти отмечается в ближайшее к 28 октября воскресенье на чешском кладбище в деревне Броквуд, что в графстве Суррей.
Команда War Thunder