14 декабря 2018

Самонаводящиеся ракеты класса “воздух-воздух”

В обновлении War Thunder 1.85 “Звуковой барьер” в игре появляется новый вид вооружения — ракеты класса “воздух-воздух”. Для самолётов станут доступны ранние модели таких ракет: американская AIM-9B Sidewinder, советская Р-3С и британская Firestreak. У нескольких вертолётов в игре также появятся ракеты “воздух-воздух”, но более совершенные — о том, почему вертолётам достались более эффективные ракеты, мы рассказали в дневнике “Будущее авиации War Thunder: сверхзвук и ракеты “воздух-воздух”.

Все ракеты  “воздух-воздух” в обновлении 1.85 имеют инфракрасную головку самонаведения (ГСН) со следящим координатором цели — ракета наводится методом пропорциональной навигации по кратчайшей траектории прямо в точку встречи с целью. Поскольку  ГСН ранних ракет реагируют только на тепло горячих газов из двигателей самолётов, захват цели эффективен только с задней полусферы. Ранние ракеты “воздух-воздух” уверенно захватывают тепловой контур выхлопа реактивных, газотурбинных и мощных поршневых двигателей. При этом, например, многие бипланы или самолёты периода Второй мировой будут невидимы для ГСН на больших дистанциях. ГСН более новых ракет всеракурсные, то есть способны засекать также тепло, излучаемое корпусом летательных аппаратов, и могут применяться даже с передней полусферы. Поскольку в инфракрасном спектре фиксируется разнообразное излучение, ГСН в зависимости от конструктивных особенностей в той или иной степени реагируют на солнце, тепловые ловушки и средства активного оптико-электронного противодействия.

Интересно

Довольно часто ракеты “воздух-воздух” наводились на солнце, как на самый интенсивный источник тепла в радиусе захвата цели. Эту “болезнь” инфракрасных головок самонаведения мы также реализовали в игре.

image
image

У некоторых ракет следящий координатор цели до пуска был всегда строго ориентирован по оси ракеты и пускать ракету можно было, только держа цель строго в прицеле. У других же после захвата координатор следил за целью, и самолёт-носитель мог маневрировать в некотором секторе относительно неё. Это позволяло брать упреждение при пуске ракеты и улучшать таким образом стартовые условия для неё при пусках по целям на пересекающихся курсах. Такие особенности мы реконструировали в игре, задав разные радиусы круга захвата цели для разных моделей ракет.

Если говорить о других особенностях прицеливания, захвата и удержания цели, важно помнить, что у головки самонаведения есть подготовительный период для “прогрева” электроники и запуска гироскопов. В режиме поиска цели ГСН находится ограниченный период времени, после чего отключается. Поэтому алгоритм применения УРВВ выглядит следующим образом: выход на позицию атаки, активация ГСН и ожидание её включения, после чего в течение ограниченного времени игрок должен осуществить захват цели и пуск — иначе ракета будет отключена, и нужно будет повторять процесс сначала. В меню можно назначить клавишу подготовки ГСН к целеуказанию, а также отдельную клавишу для запуска самой ракеты. Дистанция захвата цели в условиях, близких к идеальным (цель — реактивный истребитель на форсаже, т.е. хорошо “светится”, движется по прямой, запуск захвата производится с задней полусферы с траектории движения цели), составляет примерно 4000 метров, дистанция уверенного захвата цели — около 2500 метров.

Ракеты “воздух-воздух” имеют неконтактный взрыватель, который срабатывает при встрече с летательными аппаратами и землёй. При подлёте к цели ракета детонирует, создавая направленный или ненаправленный поток осколков, который собственно и поражает цель. Ушедшая в “молоко” ракета самоликвидируется по истечению некоторого времени.

image

Понятно, как захватить и поразить цель, но как уйти из-под атаки? Во-первых, можно уйти маневрированием. Ранние ракеты не были способны перехватывать маневрирующие цели, потому что не могли развить в полёте необходимую перегрузку и не могли следить за быстро перемещающейся целью, у более поздних ракет параметры лучше. В качестве имитации визуального обнаружения, все самолёты и вертолёты в игре будут получать сигнал о приближающейся ракете “воздух-воздух” — включая даже те модели, где подобные системы не устанавливались. Время появления сигнала о запуске ракеты будет определяться умением экипажа. Курс пассивной защиты, то есть противоракетного маневрирования, стал обязательным в подготовке боевых пилотов сразу после появления на поле боя ракет “воздух-воздух” — пилотам War Thunder также пригодятся такие навыки.

Ранние ракеты “воздух-воздух” не способны развить достаточно большие перегрузки для того, чтобы поразить маневрирующую цель, поэтому, получив оповещение о приближающейся ракете, побыстрее уходите с курса. Ракета не сможет совершить резкий поворот и потеряет вас из виду. Кроме того, запаса топлива ракет хватает лишь на несколько секунд собственного хода, после чего они продолжают двигаться по инерции. Маневренные качества ракеты падают по мере снижения скорости, поэтому, чем дальше пролетела ракета с момента выключения её двигателя, тем проще уйти от неё манёвром. Если же ракета была пущена с дальней дистанции, от неё можно просто убежать на большой скорости, развернувшись строго от неё.

image
 

Во-вторых, можно обмануть инфракрасную ГСН. В обновлении 1.85 “Звуковой барьер” некоторые вертолёты получат установки запуска ЛТЦ, ложных тепловых целей — тепловых ловушек, которые перехватывают “внимание” ракеты на себя и уводят её в сторону. Дополнительно в арсенале вертолётов появится станция постановки оптико-электронных помех, а также экранирующие выхлопные устройства — эти средства защиты осложняют захват цели в инфракрасном спектре. Против некоторых моделей ракет может помочь резкое отключение двигателя — сильный источник тепла исчезнет и ракета может потерять цель.

И ЛТЦ, и СОЭП реализованы в игре максимально реалистично. ЛТЦ создаёт тепловую сигнатуру, подобную теплу двигателя. Если в поле зрения ГСН ракеты вместе с самолётом окажется хоть одна такая ложная цель, ракета наведётся в некую усреднённую точку между ними. СОЭП же создаёт множество хаотичных ИК-сигналов, видимых в определённых секторах от цели и затрудняющих наведение ГСН на цель в этих секторах. СОЭП максимально эффективны только против ракет, головки самонаведения которых не оснащёны специальными конструктивными мерами по противодействию таким помехам.

Ракеты класса “воздух-воздух” — большая и важная страница в истории воздушных войн. Мы постарались сделать так, чтобы этот новый вид вооружения органично вписался в воздушные и смешанные бои War Thunder — надеемся, он понравится вам также, как и нам.


Читайте также

Комментарии (130)

Новость больше не доступна для комментирования

Cookie-файлы

На сайте используются файлы cookie и другие аналогичные средства. Если вы остаётесь на сайте после прочтения данной информации, это означает, что вы не возражаете против их использования.